Свет златых куполов Храмов лечит душу и делает сильным
Т.А. Иваненко
МОУ Северо-Любинская СОШ»
Возрождение храмов
«Мы не выживем физически,
если мы не выживем духовно»
Дмитрий Лихачев
Все мы понимаем, что живем в светском государстве. Каким оно должно быть?
У представителей власти, Церкви, общественности собственное видение этого вопроса. Россия пережила семь десятилетий атеистического режима, ее государственная система была устроена как антирелигиозная и антицерковная. Государство не просто вело атеистическую пропаганду – его целью было полное уничтожение Церкви.
В 70-80 гг. в обществе признается положительное влияние религии на сохранение нравственности, развитие искусства. Позже, в 90 гг. в системе образования религия осознается не только как феномен духовной культуры, сыгравшей большую роль в становлении мировой культуры, и русской в частности, но она понимается как основа внутренней духовной жизни ребенка.
Решение проблемы духовно-нравственного возрождения общества нужно начинать с детей. Они индикатор нашей жизни. Как губка впитывают все, не умея отфильтровать негативное.
Помочь детям разобраться в мире добра и зла, выработать в себе навыки нравственного поведения - это важнейшая задача любой школы в настоящее время.
Следующий важный момент заключается в том, что светская школа должна духовно воспитывать и просвещать не только детский, но и педагогический коллектив.
Что взять за основу воспитания? Статья 29 «Конвенции о правах ребенка» констатирует, что приоритет в воспитании должен быть отдан национальным ценностям при должном уважении к ценностям других цивилизаций. Это и понятно: только впитав и освоив свои «родные» ценности, взрослеющий человек в состоянии уважительно воспринять и иные.
Социальный заказ государства на воспитание человека в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций был сформулирован в важнейших документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Доктрине национальной безопасности Российской Федерации.
Опираясь на Закон «Об образовании», который не запрещает детям, подросткам и молодым людям изучать и знать свою культуру, традиции и ценности, если они имеют религиозную основу, наша Северо-Любинская школа выстраивает комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию при участии православных религиозных организаций.
Нормативно-правовым обеспечением взаимодействия с религиозными организациями является федеральное законодательство. В преамбуле «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Далее говорится об уважении к другим конфессиям, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
По примеру Министерства образования Омской области и Омско-Тарской епархии в целях усиления духовно-просветительской деятельности Управление образования Любинского района заключило Соглашение о сотрудничестве с местной православной церковью Серафима Саровского.
Северо-Любинская школа реализует право детей изучать духовную культуру через мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в рамках этого соглашения.
Таким образом, в рамках светского государства и светской школы, не нарушая ни Конституции, ни законов « Об образовании» и «Свободе совести и религиозных объединениях», через различные формы и методы работы можно использовать ценности религиозной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания.
В свое время нами были утрачены многие традиции, многие религиозные праздники.
Но сегодня хочется, чтобы наши дети знали то, что хранил некогда в своем сердце всякий православный человек. Православие – стержень духовной жизни русской нации. Без понимания его основ для нас останутся недоступными тексты наших древних летописей, сказаний, повестей, сама русская история.
В старину говорили:
« До коле стоит Православие, - до толе стоит Кремль,
До коле стоит Кремль,- до толе стоит Москва,
До коле стоит Москва,-до толе стоит Русь».
В Северо-Любинской школе обучается 250 детей, большинство из них воспитываются в семьях, которые исповедуют православную религию, 8 учащихся из мусульманских семей. В связи с этим мы ввели с 2006 года курс « Основы православной культуры» в форме кружковой работы.
Эта проблема была определена как одна из важнейших задач педагогического коллектива, которая должна решаться в тесном сотрудничестве с родителями и общественностью, религиозными организациями.
Это нашло отражение в создании творческих групп педагогов гуманитарного цикла по данной теме, в работе школьных методических объединений.
Был составлен совместный план работы с отделом культуры Любинского района, с Церковью Серафима Саровского и о. Владимиром, Северо-Любинским подростковым клубом « Юность».
Библиотекарь сельской библиотеки разработала целый цикл бесед по духовно-нравственному воспитанию детей.
Перед введением этого курса состоялся педагогический совет школы, который принял решение о необходимости усиления роли духовно-нравственного воспитания наших учащихся на основе православных традиций. Такое же мнение было высказано и на общешкольном родительском собрании, на котором присутствовал о. Владимир Любинской православной церкви.
Все родители единодушно выразили свое мнение:
- Мы сегодня так у вас душой отдохнули на собрании. Не надо анкетирования, мы и так скажем: надо учить, и надо детям рассказывать детям о Боге. Мы в свое время ничего не знали. Может, это как-то поможет нашим детям…
- Конечно, каждый из нас хотя бы раз, но обращался к Богу. Обязательно надо знакомить с религией…
С 2001 г. при школьной библиотеке работал кружок « Истоки». Ребята собирали краеведческий материал, изучали обычаи и традиции наших предков. Именно на его основе и возник кружок «Светоч», который реализует курс « Основы православной культуры».
Несколько занятий кружка и общешкольное родительское собрание проводились с участием о. Владимира, который подарил много полезной и интересной литературы в фонд библиотеки
Работа кружка построена на основе проекта « Светоч», разработанного на 2006-2009 гг., имеет хорошие результаты:
- ребята кружка представили работу по духовно-нравственному воспитанию на районных этических чтениях;
- проект « Светоч» стал лауреатом 4 районного фестиваля педагогических проектов и инновационных разработок, вошел в десятку лучших на областном Конкурсе научно-методических разработок в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
- руководитель кружка Астафьева Е.В.- заведующая школьной библиотекой была делегатом на 1-м Областном фестивале православной культуры;
-приняли участие в Седьмых городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества» в мае 2008 г.;
-приняли участие в Первых Селивестровских педагогических чтениях в г. Таре, 2009 г.;
- ребята приняли участие с работой «Хоть мала моя малая родина, но с неё начинается Русь» в районном НОУ «Летопись сибирских деревень»;
- 21 октября 2008 г. при школьной библиотеке открыта небольшая музейная комната с разделом «Русская горница», помогающая обучающимся изучать быт и традиции русского народа;
- проводятся интегрированные уроки основ православной культуры, историко-культурного наследия народов Прииртышья, ИЗО;
- по просьбе родителей, дополнительно к кружковой работе проводятся занятия по основам православной культуры во 2-м и 3-х классах;
Кружковцы посетили Любинскую православную церковь, а благодаря спонсорской помощи о. Владимира 55 учеников и педагогов посетили Ачаирский монастырь. Впечатления от поездки ребята передали в рисунках и рассказах, часть из которых подарили о. Владимиру.
Налажена сотрудничество и дружба с Любинским детским домом. Именно сострадание к детям, лишенным материнской любви, привело наших учеников к его воспитанникам. Кружковцы подарили им театрализованное представление и частичку своей души и тепла.
Очень радует тот факт, что в создании декораций и изготовлении костюмов помогали своим детям родители. Наши родители посещают занятия кружка, участвуют в совместных делах, вносят предложения, например, так как кружок с разрешения родителей посещают дети разных национальностей, родители предложили помощь в проведении занятий по традициям и обычаям казахов (Ергалиева Г.Р.), армян (Арзуманян Д.В, Нерсесян В.Д.), немцев (Барт И.П., Штабель И.П.).
Самое главное достижение в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию то, что наши дети становятся добрее, милосерднее, острее чувствуют чужую боль. И мы искренне верим, что реализация курса Основы православной культуры поможет ребятам стать истинными патриотами нашей многонациональной Родины, избежать разных жизненных ошибок, утвердиться на пути доброй и благочестивой жизни.
Наряду с детьми и взрослые духовно растут и творчески развиваются.
В заключении хочется предложить стихотворение Е.В.Астафьевой:
Храмы, храмы! Вы – гордость и слава великой России.
Возрождаются храмы, как символ разумной страны.
Свет златых куполов лечит душу и делает сильным.
Как же мы от такого отречься могли?!
Нас во храм на аркане никто никогда не потянет,
И приходим мы к Вере дорогою каждый своей.
Всем с годами понятнее, сердце свое не обманешь –
Нужна вера! Для нас, для страны и для наших детей.
Пусть проходят года, все вперед развивая науку,
Но без веры во всем лишь раздор и душевная сушь.
Пусть на век уходя, все оставят и правнукам, внукам,
Веру в доброе, свет наших искренних душ!