Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Образование

Изучая иностранный язык - учиться любить родной край

Л.Ф. Кулик

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №144»

 

Возможность краеведческого материала в воспитании патриотизма

и гражданственности в процессе обучения немецкому языку

 

На уроках иностранного языка, как и всех других уроках, осуществляется вос­питание учащихся. Система воспитательной работы в учебном заведении - много­гранна, перед ней стоит много задач, среди них воспитание моральных качеств личности учащихся: патриотизм, гражданственность, активность, инициатива и другие.

 В связи с изменениями, происходящими в России, необходимо формировать новое поколение социально активных граждан, достойных наследников опыта прошлых поколений, преемников духовной культуры народа, традиций этноса и вместе с тем равноправных граждан всей России и мирового сообщества.

 

Практическая цель обучения иностранным языкам заключается в обучении общению школьников на иностранном языке. Межличностное общение может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они бу­дут знать и понимать свою культуру, историю, владеть информацией о традициях и обычаях народа своей малой Родины. А это тот пласт культуры, который в спе­циальной литературе называется краеведением.

 

Таким образом, краеведение выступает в качестве реального и конкретного средства реализации воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся.

 

Любой регион имеет ярко выраженные территориальные, природные, нацио­нальные, культурно- исторические особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения иностранным языкам.

 

Краеведческий материал, используемый на уроках, должен соответствовать следующим принципам:

• Принцип систематичности и последовательности;

•Принцип тематичности;

•Принцип учета возрастных особенностей учащихся;

•Принцип толерантности.

 

Сегодняшних школьников интересуют различные аспекты культурного наследия своей малой Родины: живопись, поэзия, театр, фольклор, музыка, учебные заведения, промышленность. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к при обретенному личному опыту учащихся, позволяет им опе­рировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталки­ваются в своей повседневной жизни.

 

Им интересны факты о каком либо городе далекой страны, но с большим увлечением учащиеся готовят рассказ, диалог о своем городе, о том что находится рядом, что они уже видели, что им вскоре предстоит увидеть. В условиях школьного образования возможность представлять свою страну, свои край, культуру на иностранном языке является одним из мотивов овладения языком.

 

По словам самих учащихся, говорить о своем родном крае на иностранном языке:

Это интересно;

Это здорово;

Это увлекает;

Вызывает восхищение и уважение к землякам, гордость за их успехи и достижения;

Побуждает расширять свои знания о родном крае.

 

Программа обучения иностранным языкам в школе предусматривает множе­ство тем, работая над которыми можно использовать краеведческий материал. Например, в седьмом классе, тема «Мой родной город », дети учатся вести беседу о своем родном городе, его истории, достопримечательностях, предприятиях, транспорте.

 

В девятом классе, тема «Выбор профессии». Учащиеся рассказывают об учебных заведениях Омска.

 

В десятом классе, рассматривая тему «Экология», школьники ведут разговор о проблемах экологии в своем городе, на своей улице.

 

В одиннадцатом классе темы «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Разговор идет о театрах, музеях, библиотеках города, о ярких представите­лях культуры.

 

В структуре работы с краеведческим материалом четко выделяются три этапа:

1. Подготовка к чтению. Работа по ознакомлению с новыми словами, активизация лексических единиц и модельных фраз по теме, обобщающих языковой материал.

2. Чтение. Выполнение текстовых заданий по проверке понимания прочитанного.

3. Этап творческого использования материала урока (написать письмо, статью, экскурсию и другие формы работы).

 

Например, в шестом классе, завершая работу по теме «Школа», устраиваем в классе встречу «новенького». Рассказываем ему о своей школе.

 

В пятом классе на итоговом уроке по теме «Улица. Транспорт», ученики рассказывают друг другу о своей улице, о средствах передвижения.

 

В восьмом классе тема «Летние канику­лы», организуется конференция, где детям предлагается выступить с творческим отчетом о проведенных за городом каникулах.

 

В седьмом классе работая по теме «Город»:

1. Начинаем урок с беседы:

- Как называется наш город?

-Где он находится?

-На какой реке расположен?

-Какой Иртыш (длинный, широкий)?

-Какие улицы Омска?

-Какие достопримечательности есть в Омске?

-Какие известные люди проживали в Омске?

-Ты любишь Омск?

 

2. Далее, для активизации ранее изученных слов, предлагаю учащимся заполнить «ассоциограмму», по очереди подходят к доске и пишут слова по теме (улица, музей, школа, театр, парк, цирк, поликлиника, завод, фабрика).

Перед ознакомлением с новыми словами, спрашиваю: «А что еще есть в городе?». На доске список новых слов и изображения (фонтана, дворца, собора, моста и др.).

 

Для закрепления лексики предлагается игровая ситуация, в которой встречаются друзья из разных городов. Ребята в парах ведут беседу о городе.

На следующем уроке говорим о достопримечательностях Омска. Учащиеся узнают по изображениям популярные места своего города.

 

Для развития диалогической речи, активизации слов по теме учащиеся инсценируют ситуацию «Как добраться до того или иного места». Каждая пара получает карточку с заданием.

 

Перед чтением текста обращаю внимание учащихся на то, что им предстоит ответить на вопросы по тексту, знакомлю с неизвестными словами из текста. После чтения, для контроля понимания прочитанного предлагаются вопросы по содержанию текста.

В качестве домашнего задания дети пишут заметку в газету о своем городе.

 

На последнем этапе изучения темы учащиеся заполняют пропуски в отрыв­ке из прочитанного текста. Затем им предлагается игровая ситуация «Приезд иностранного гостя». Необходимо провести конференцию для гостя, рассказать ему о нашем городе. С помощью таблицы-опоры, рисунков, фотографий дети ведут повествование.

 

Описанные формы работы имеют ряд преимуществ:

- Способствуют активизации самостоятельной работы учащихся.

- Дети сами находят нужный иллюстративный и информационный мате­риал, обрабатывают его и оформляют;

-Позволяют решать коммуникативные задачи, «услышали», «прочитали», «выполнили упражнения на слова», «написали», «проговорили»;

-Способствуют формированию познавательного интереса;

-Развивают творческие способности учащихся;

-Расширяют кругозор школьников;

-Стимулируют образное мышление;

-Влияют на чувства;

-Формируют вкус;

-Воспитывают чувство гордости за свой край.

 

Для достижения успешных результатов использования краеведческого материала с целью воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся, учитель сам должен любить и хорошо знать свой край, систематически изучать его, постоянно находится в курсе всех последних событий.

 

Учителю нужно знать имена известных омских актеров, художников, поэтов, спортсменов и т.д. В кабинете необходимо иметь комплекты открыток, фотографий, буклеты, проспекты, альбомы, книги. Их использование служит более яркому восприятию материала.

 

Самому учителю краеведение так же приносит большую пользу, он обогащается знаниями, развивается духовно, повышается его педагогическое мастерство. Использование краеведческого материала при обучении иностранному языку связано с некоторыми трудностями: дефицит учебного времени на изучение темы, ограниченные языковые возможности учащихся.

 

Итак, процесс преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе будет более эффективным, а готовность учащихся к реальной коммуникации будет в значительной мере повышена, если в учебном процессе использовать краеведческие материалы на иностранном языке, овладение которыми позволяет учащимся быть интересными коммуникантами, любить свой край, гордиться им, стремиться к преумножению достижений земляков.

 

В процессе использования краеведческого материала очень важно объяснить учащимся: «Вы придете на смену тем людям, чьими достижениями сейчас восхи­щаетесь, и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы ее сделае­те. Вам важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моего края, моей родины.

 Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки».

 

http://copy.yandex.net

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru