Учим детей свободно выражать свое осознанное мнение о экономике
М.А. Леван
МОУ «Гимназия N° 85»
Использование краеведческого материала в исследовательской деятельности на уроках экономики и во внеурочное время,
как одной из составляющей формирования и развития
гражданского экономического сознания
В настоящее время МОУ «Гимназия №85» находится на этапе реализации программы развития, в которой разработана образовательная модель социокультурной гимназии. Миссия гимназии состоит в том, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся гимназии, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.
Цель гимназии - воспитание человека культуры, личности образованной, гуманной, духовной, творческой и социально-мобильной к современным условиям, ведущей здоровый образ жизни.
Данная цель реализуется через личностные задачи, одна из которых направлена на формирование системы краеведческих и экологических знаний об особенностях омского региона; основы экономических знаний для дальнейшей социализации личности, формирования и развития гражданского сознания.
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в части, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно - и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих выступает понятие «компетенция/компетентность».
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность.
При изучении экономики родного края наиболее важным является развитие следующих компетентностей:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации).
По прогнозам социально-экономического развития Омской области на 2009-2011 годы приоритетными путями развития Омской области являются:
- противостояние влиянию соседних государств (Китая, Казахстана и других) на социально-экономическую обстановку нашего региона;
-повышение себестоимости товара, что позволит увеличить уровень конкурентоспособности российского товара на мировом рынке;
-развитие малого и среднего бизнеса региона, так как это одни из самых мобильных секторов экономики (расширение предпринимательской свободы, реальная помощь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий, устранение необоснованных запретов и ограничений в сфере экономической деятельности);
-реализация долгосрочной целевой программы «Новое поколение (2009-2013 годы» (стратегическая цель программы - создание условий для сохранения здоровья, развития личности и самореализации молодых граждан на родной земле);
Приоритеты в развитии региона напрямую увязаны с разработанной долгосрочной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.
Для реализации компетентностного подхода в образовании, которое способствует осуществлению приоритетных направлений развития экономики нашего региона и государства в целом, формирования гражданской позиции важным является вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую исследовательскую деятельность на уроках экономики и во внеурочное время, основанную на краеведческом материале.
Творческие работы обучающихся имеют различную научно-практическую направленность. Наиболее значимыми из них являются исследования раздела экономики «Финансы и кредит» по теме «Моя предпринимательская идея», которая стала лауреатом городской научно-практической конференции «Шаги в науку-2006»;
изучение проблем развития малого бизнеса на территории Омской области через создание бизнес-планов предприятия по показанию авторемонтных услуг, компании медицинских услуг, туристического агентства «Fantazy» - pa6oтa будет представлена на областной научно-практической конференции-2009;
выявление особенностей развития российского предпринимательства и предпринимательства в городе Омске и Омской области - работа презентована и защищена ученицей на экзамене по экономике в 11 классе; изучение рынка недвижимости и ипотечного кредитования в городе Омске (в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - лауреат городской конференции «Шаги в науку-2008»;
маркетинговые исследования «Основные составляющие мерчендайзинга на рынке сотовых телефонов города Омска на примере работы ООО «Интерантенна-Омск» - публикация в сборнике материалов муниципальной конференции обучающихся МОУ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью «Шаги в науку -2007».
Проводится работа в рамках Российско-Британского проекта «Образование для устойчивого развития и изменения климата. Создание эффективной системы энергосбережения в школах города Омска».
В основе проекта лежала идея создания финансового механизма, который позволил бы школам использовать новейшие энергосберегающие технологии и добиваться значительной экономии всех видов энергии. Ребятами гимназии было проведено научное исследование на тему «Создание системы энергосбережения школами Российской федерации (из опыта работы гимназии № 85 города Омска). Изучив состояние энергосистемы России и Омского региона, был осуществлен мониторинг экономии электроэнергии в гимназии № 85 и предложены конкретные меры по снижению роста энергопотребления в других школах.
Этим проектом гимназисты надеялись привлечь внимание к одной из злободневных проблем 21 века - проблеме энергосбережения, ведь экономив ресурсы, мы заботимся о своем здоровье, о будущем нашего города, страны и планеты в целом.
Данное исследование было представлено не только на городском и областном уровне, но и в Новосибирске на межрегиональной конференции проектов по энергосбережению компании Сименс.
В 2008-2009 учебном году на городской научно-практической конференции учеником 7 класса были рассмотрены тенденции развития сельского хозяйства на территории Омской области, установлены проблемы и перспективы развития этой жизненно важной отрасли экономики нашего региона и России в целом.
Что дает уму и сердцу школьников исследование этой темы? Они наглядно видят не только рост цен на продукты питания, но и небольшой пока рост средних заработных плат и пенсий, увеличение размера прожиточного минимума. На прилавках все чаще и по доступной цене появляются продукты питания российского производства, в т.ч. и Омской области. Согласно результатам опроса большинство омичей покупают отечественную продукцию из-за хорошего качества и приемлемых цен. Это одна из положительных черт в характеристике состояния российской экономики.
Но сможет ли наше сельское хозяйство быть конкурентоспособным в условиях мирового экономического кризиса?
В итоге работа заняла 1 место на городской конференции и будет представлена на конференции обучающихся МОУ города Омска и Омской области-2009.
Про исследовательские работы гимназистов можно говорить долго и много. Ясно одно: они показывают сложный и противоречивый характер современного состояния экономики страны и своего родного края. Очень хорошо то, что учащиеся видят проблемы российской жизни, и еще лучше то, что они видят и перспективы развития страны, то, как можно изменить жизнь к лучшему.
Творческие работы такого плана способствуют формированию ключевой компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, решают методические задачи по формированию умений критического мышления в условиях работы с большим объемом информации, самостоятельной работы с учебным материалом, используя информационные технологии.
Развивают способности к анализу, синтезу и академической мобильности обучающихся, они учатся находить рациональные приемы решения теоретических и практических задач.
Предоставляют возможность для осмысления полученных результатов и применения их в дальнейшем, способствуют развитию творческого потенциала и фантазии обучающегося.
Ребенок становится не простым созерцателем жизни, а человеком, свободно выражающим свою жизненную гражданскую позицию средствами экономической грамоты.