Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Образование

Как с помощью красоты эстетики вырастить достойного человека

Т.П. Марунченко

 МОУ «Гимназия №9»

 

Эстетическое образование как составляющая

нравственной и духовной культуры

 

Под эстетическим образованием подразумевается «не преподавания упрощенного» детского искусства, а целеустремленное и систематическое развитие чувств и творческих способностей, умножающих возможности наслаждаться красотой и «создавать её».

 

Замечательный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву. То же самое, что случится с этим райским яблоком, произойдет и с духовным богатством, потонувшим в чувствах страха, неприязни, ненависти».

 

Надо стараться, все занятия пронизать искусством, поддержать стремление ребенка выразить себя в художественном слове, танце, поэзии, драматизированном действии.

 

Эстетическое воспитание - это способность полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Именно эстетическое образование является составляющим звеном нравственной и духовной культуры.

 

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, выработанные в процессе исторического развития общества, так и новые нормы, и принципы, возникшие на современном этапе развития общества.

 

Целью эстетического образования является:

Формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности;

Формирование у школьников системы художественных представлений, эстетических ценностей (эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности), духовных - потребностей;

Развитие у школьников стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, а также посильно проявлять себя в искусстве.

 

Перед каждым учителем в классе стоят задачи обучить учащихся умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения их в активную художественно-творческую деятельность, развитие духовных, сущностных сил и творческих способностей.

 

Ученые считают, что научное и трудовое образование, лишенное эстетического элемента было  бы  обездушенным,  а также  подчеркивают,  что  предметы эстетического цикла: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, а напротив, идет воспитание нравственной и духовной культуры.

 

Основы нравственного эстетического воспитания закладываются в детстве, поэтому учителю важно на каждом уроке продолжать развивать и совершенствовать нравственные качества учащихся. Это такие уроки как: литература, окружающий мир, музыка, рисование и т.д., учат детей видеть прекрасное.

 

Например, на уроках в начальных классах эстетическое воспитание присутствует во всякой творческой деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого ученика. Не мало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. На уроках математике я своим ученикам часто говорю: «Ребята, давайте найдем красивое, изящное решение к этой задаче, или к выражению».

 

В процессе творческого искания постигается единство, логичность, математические выводы и учащиеся начинают испытывать красоту и радость познания. Об этом говорят высказывания детей: «Математика - таинственная наука, на первый взгляд кажется трудной, а разберешься  -легко».

 

Природа учит нравственному поведению благодаря красоте, гармонии, разнообразию форм, линий, красок, звуков.

 

Такая тема как «Меры по сохранению леса и животных» приводит детей к пониманию того, что, доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, в том числе — красоты, а зло — это нанесение ей ущерба, в загрязнении окружающей среды».

 

Во время экскурсий и прогулок в природу у детей присутствует эстетическое ведение её красоты. Также большой интерес вызывают экскурсии, на такие темы как: «Природа и фантазия», «Весна, желанные приметы», «Осенний букет». Важно проводить эстетическую направленность природоохранительной деятельности учащихся, проведение таких мероприятий, как: «День леса», «День птиц», «День охраны животных». Во время занятий даются различные задания: сделать наброски и зарисовки, собрать материалы для коллекции, приготовить сообщение и т.д. Очень часто обращаюсь к произведениям писателей, художников, воспевших красоту природы (И.И.Левитан, И.И.Шишкин).

 

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы по анализу произведений, В.Астафьев «Русский лес», С.Есенин «Береза», А. Пушкин «Зимнее утро», рассказы А. Пришвина и В.Бианки. Именно на уроках литературы при помощи этих произведений учителю удается вызвать у учеников глубокие и яркие впечатления.

 

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют уроки музыки, ИЗО, трудового обучения. Также в школах существуют студии, кружки, секции под руководством учителей. Дети пробуют себя и свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или в каком-либо другом виде творчества.

 

Так, например, на уроках музыки с помощью исполнения музыкальных произведений углубляется процесс эстетического познания, идет развитие духовно-культурной личности. Изобразительное творчество учащихся один из видов художественной деятельности, где ученик активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему. Также в программный курс входит посещение музеев, выставок, театров и т.д.

Нужно воспитывать всей системой обучения. И это одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем.

 

Нужно стремиться вырастить в первую очередь Человека, а уж потом математика, писателя, химика, строителя, потому что, только человек способен достичь вершин мастерства, потому что он живет не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.

 

http://copy.yandex.net

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru