Музей космонавтики служит высокой цели воспитания детей
И.Г. Садовская
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55»
Гражданско–патриотическое воспитание через школьный музей
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов всегда было актуальным и важным, и сегодня занимает ведущее положение.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И.Ф. Харламов. Педагогика).
Таким образом, патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Духовность же понимается как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добре и красоте.
Следовательно, с одной стороны, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, а с другой стороны, формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству.
По утверждению К.Д.Ушинского духовность человека проявляется в патриотических чувствах. Именно общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах.
Для этого необходимо:
- вооружить подрастающее поколение знаниями базовых основ русской, а также общемировой культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию в мире культуры;
- развить в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;
- сформировать национальное самосознание;
- заложить патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни;
- способствовать воспитанию этики доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Каждая школа при отборе содержания воспитательного процесса стремится увеличить значимость ценностей русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитывать у детей любовь к Отчизне и родному краю, уважение к истории и культуре своего народа.
Обновление содержания и структуры воспитательного процесса данного образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию школьников строится на основе деятельности Образцового музея космической славы имени К. Э. Циолковского МОУ «СОШ № 55», который был основан 12 апреля 1973 года.
Задачами работы музея является следующие:
- воспитание у ребят любви к Родине;
- чувство гордости за достижения нашей страны в области науки и техники;
- развитие технического творчества, привитие любви и интереса к знаниям.
Реализуются задачи работы музея по гражданско–патриотическому воспитанию школьников через такие формы как: школьные чтения, посвященные К.Э. Циолковского; поездки по местам космической славы; выставки рисунков, поделок, фоторабот; спортивные соревнования на приз героев космоса; космические КВНы, праздники, уроки Ю. А. Гагарина; викторины, встречи, экскурсии; дни писем «Нашему другу».
Встречи с интересными людьми позволяют реально ощутить подросткам нерушимую связь поколений через выполнение общего социально – значимого дела и как следствие – активизировать свою гражданскую позицию, ощущая чувство гордости за страну, в которой они родились и растут.
Музей как центр учебно–воспитательной работы в школе проводит экскурсии по музею; осуществляет показ хроникально–документальных фильмов о космосе, художественные фильмы, мультфильмы; читает лекции, связанные с историей развития авиации, космонавтики, с жизнью и деятельностью ученых, прославленных летчиков, а так же участников ВОВ и участниках локальных воин.
Тем самым данные мероприятия повышают гордость за социальные, исторические и культурные достижения своей страны, а так же способствуют формированию у обучающихся уважительного отношения к прошлому своего народа, обычаям и традициям.
За годы существования проведена огромная работа по сбору материалов для экспозиций, где приняли участие учащиеся школы – члены экспедиционных отрядов «Следопыт» (с 1972 г) и «Звездочет» (с 1995 г.), родители и учителя, для которых слова С. П. Королева: «Жить просто так нельзя, жить надо с увлечением» стали девизом.
Основными видами деятельности этих объединений стало:
1. «Сыны Отечества» - знакомство с биографией тех людей, что свою жизнь посвятили служению Родине, космонавтике.
2. «Родословная» - через изучение своих корней, семейных традиций познать себя, свою Родину, обычаи.
Члены музея на протяжении многих лет по крупицам собирают материалы, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых авиаторов, космонавтов, ученых, посетивших наш город в разные годы. В ходе поисковой работы детских объединений «Следопыт» и «Звездочет» появился материал об омских космонавтах (Гуляеве В.И., Исаулове Ю.Ф.), об омских ученых (Акулиничеве И. Т., Народицком И.А., Клинышкове А. С.), о предприятиях города, работающих на освоение космоса, об улицах, названых в честь покорителей космоса, ученых, авиаторов.
Благодаря собранному материалу у школьника имеется возможность глубже уяснить следующие положения:
- история – это история людей;
- корни человека – в истории и традиции своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
- в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям.
В заключении хотелось бы отметить, что педагогический коллектив школы уверен в том, что именно достижения отечественной космонавтики способствуют развитию патриотических чувств у современных мальчишек и девчонок. И, кто знает, может быть из обучающихся школы кто-то станет большим ученым. А если и нет – не беда: на долгие годы они запомнят интересные встречи, поездки и всегда будут гордиться своей страной – первой в освоении космоса.
Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему, центр не только учебной, но воспитательной работы в школе, её системообразующий элемент.