joomplu:6380
joomplu:5094

Духовное поле необходимо засевать хорошими семенами

Э.А. Чмеренко, Е.Н. Чернякова

МОУ «Лицей № 137»

В.В. Обзелянская

Музей боевой и трудовой славы «Память»

 Школьный музей как форма воспитания

патриотических качеств личности

Ребенок рождается, не имея четкого представления о времени. Дети, чаще всего, не могут выстроить события во временной последовательности. Трудно, но важно научить видеть историю в сегодняшнем дне, осознать сегодняшний день как часть истории.

12 микрорайон – молодой район, мельчайшая частица на карте нашей огромной Родины, но в судьбе его жителей отражена вся жизнь и история нашего Отечества со всеми её взлётами и падениями, радостями и бедами.

Сейчас мы переживаем сложное время: ни на экранах, ни в наших газетах нет людей, которые могли бы быть примером для молодого поколения, а ведь кто – то и что – то заменяет их.

Духовность - это поле, и если не засевать его хорошими семенами, в итоге вырастут сорняки. Те негативные тенденции, что проявляются в современном обществе, выступают подтверждением этому, поэтому воспитание патриота, гражданина стало необходимым условием для возрождения России.

Основополагающими документами в этой работе является Государственная Программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2006 – 2010 годы» и Указ губернатора Омской области.

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея. Это могучее средство обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей, так как ему присуще множество учебно-воспитательных и социально – культурных функций.

История создания музея «Память» в лицее № 137 начиналась с работы кружка «Поиск» в 1995 году, тогда были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны – фотографии военных лет, фронтовые благодарности, вырезки из газет, комсомольские билеты, фронтовые письма. Круг работы постепенно расширялся. За десять лет уже было собрано достаточно материала, чтобы открыть музей.

Днем рождения музея Боевой и трудовой славы «Память» считается 26 апреля 2005 года.

Героико-патриотическое воспитание у нас в лицее реализуется через музей, который осуществляет связь времен и даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодежи тех, кто жил до нас, кто сейчас рядом с нами. А рядом скромно живут ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны Вооруженных сил, участники Афганских, Чернобыльских и других локальных событий.

Все они делятся воспоминаниями о грозных событиях, произошедших в их жизни, а главное для музея - многие оставляют ценные реликвии: документы, фотографии, вырезки из газет, свои воспоминания.

Актив музея является организаторской группой, которая вовлекает практически всех учащихся лицея в мероприятиях героико-патриотической направленности. Особо хочется выделить мероприятия, которые стали традиционными для нашего музея и лицея: День знаний – 1 сентября, День лицея – 19 октября, Дни воинской славы России – 5 декабря, 27 января, 2 февраля, 9 мая, месячники героико-патриотической работы, посвященные дню защитников Отечества и дню Великой Победы, День Памяти и скорби – 22 июня.

В дни месячников проходят экскурсии, встречи в музее. Музей в эти дни востребован, его посещают учащиеся школы №151, №54, кадетской школы, даже старшей группы детского сада.

Музей сотрудничает  с Музеем Воинской славы, стали традицией передвижные выставки – экскурсии «Дети войны», «Наша боль - Афганистан», «Омск и омичи - фронту».

В эти дни традиционно проходит конкурс сочинений по теме «Вклад моей семьи в Великую Победу»,«Орден моего дедушки», «Тыл фронту», «С чего начинается Родина».

На моем столе лежит стопка школьных сочинений о войне и о Победе, невольно сжимается сердце, а что они, нынешние подростки, могут рассказать, какая она, ниточка памяти? Каждое сочинение – судьба, крупица воспоминаний, чудом сбереженная, потому что многим не у кого спросить лично, какая была та война…

Читая сочинения, можно составить карту военных действий дедов и прадедов: от Белого до Черного моря. Читаю и благодарно понимаю: нет, не все потеряно, не зря же говорят, что зерно родится от зерна. Так и память…

Учащаяся 11 класса Панова Ольга в сочинении, посвященном памяти своего прадеда Панова Евдокима Дмитриевича, погибшего на Калининском фронте в 1942 году, замечательно сказала: «Даже тех, кого нет с нами, мы будем помнить вечно. Человек, прошедший через эту страшную войну – герой. Не каждый получил свои награды, не каждый остался жив, но он будет жить. Пока жива о нем память».

Растет поколение, которое знает о Великой Отечественной войне всё меньше и меньше. Поэтому одним из основных направлений деятельности музея является активная массовая просветительская работа по пропаганде материалов школьного музея.

В среднем в течение года музей посещают более 2000 посетителей. Экскурсии проводятся для учащихся и их родителей, для ветеранов, воспитанников детских садов, учащихся других школ. Работа экскурсоводов рассчитана на разный возрастной уровень. Имеется книга отзывов, ведётся книга учёта экскурсий и массовых мероприятий.

Музей стремится разнообразить формы работы с посетителями. Кроме традиционных мероприятий – экскурсий и встреч - на базе музея проводятся уроки мужества, встречи с выпускниками школы, с ветеранами педагогического труда, продолжается кропотливая поисковая работа, записываются воспоминания родных и близких ветеранов войны и тружеников тыла.

Совет музея планирует работу с Советом ветеранов 12 – ого микрорайона, в дни праздников возлагаются гирлянды и живые цветы у мемориальной доски И.С.Конева, в сквере ветеранов проводятся митинги, где присутствуют наши ветераны – живые участники героических событий.

Для нас важно заложить уважение и гордость к своим корням, предкам, героическому прошлому, научить гордиться своей историей.

Можно смело констатировать, что уровень организации работы по патриотическому воспитанию в лицее значительно повысился благодаря созданию школьного музея «Память». В результате диагностики лицеистов выявлены такие качества личности, формируемые в процессе воспитания, как ценностное отношение к людям, готовность к гуманному взаимодействию с окружающим миром, опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативная культура.

В ходе сбора материалов для оформления экспозиций музея стало явным, что всё больше ребят проявляют интерес к героическому прошлому нашей страны, интересуются судьбой своих дедов, прадедов, отцов. Подрастает новый актив, отрадно, что теперь больше в совете музея мальчиков.

А главное – не пропадает интерес к поиску, музей стал центром героико-патриотического воспитания на жизненных примерах своих земляков, дедов и прадедов.

Таким образом, встречаясь с интересными людьми, собирая материалы для музея, принимая участие в различных делах музея, учащиеся приобщаются к историческому и духовному наследию, а использование местного материала является важнейшим средством воспитания патриотизма и гражданственности.

Пройдут еще годы. Но мужество и героизм защитников Родины будут вечным образцом ратной доблести для грядущих поколений. А значит, остается надежда, что не прервется связь поколений.

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12