joomplu:6380
joomplu:5094

Формирование нравственных критериев на уроках литературы

О.А. Шуванева, Е.Ф,Серебрянникова

МОУ «Гимназия №9»

Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Воспитание и обучение - это единый неразрывный процесс. В работах К.Д. Ушинского, СИ. Гессена и многих других педагогов раскрыты представления о целостном педагогическом процессе, охватывающем задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Не случайно, педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и другие), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями, считают опыт эмоционально — ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы невозможно реализовать обучение и воспитание. А. Дистервег считал, что целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».

 Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы.

Г.М. Шакирова показала, что специфика формирования у школьников нравственных убеждений под влиянием уроков чтения определяется работой нескольких взаимосвязанных психологических механизмов: смыслообразования (литературные герои приобретают для детей определенный личностный смысл); возникшим в результате этого сопереживанием героям; переключения эмоций сопереживания на нравственные знания, которые лежат в основе мотивов поведения героев; осознания этих знаний в качестве источников сопереживания; отношения к нравственным знаниям, первоначально представленным лишь в эмоциях сопереживания.

На уроках литературного чтения используем учебник «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова. Основная нравственная идея учебника: это идея необходимости «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям (каждый из которых - чудо и тайна), животным и растениям, а также вещам (в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть).

Содержание учебника направлено не только на накопление знаний, умений, навыков, но и на развитие познавательной, волевой, эмоциональной сфер младшего школьника. Очень нравится, как авторы учебника построили работа над произведениями, когда после каждой главы или отрывка даются задания или вопросы к прочитанной части.

На уроках литературы, обращаем внимание детей, прежде всего на чувства, которые вызвало у них изучаемое произведение, в ходе анализа этого произведения учащиеся анализируют поступки героев, дают этим поступкам нравственную оценку, ставят себя на место героев, стараются найти ответ на вопрос «А как бы я поступил, в данной ситуации?».

Предлагаем систему работы над произведением нравственного характера.

После прочтения произведения проводим беседу, в которой пытаемся услышать эмоциональный отклик.

-Понравился ли тебе рассказ? Объясни почему?

-О чем рассказ? Почему ты так думаешь?

-Какое чувство вызывает этот рассказ? Почему такое чувство?

-Какой эпизод в рассказе производит самое сильное впечатление? А как это удается автору?

-Что особенно удивило?

У детей возникает желание перечитать понравившиеся отрывки, стараясь убедить остальных в правильности своих слов.

Начиная работу над текстом, стараемся не разрушить эмоциональное настроение, которое возникло у детей. Анализ проводим ненавязчиво, чтобы возрастало впечатление от прочитанного, чтобы каждый пережил то, что произошло с героем произведения.

Дети становятся активными исследователями, учатся сами открывать мир взаимоотношений между людьми, между людьми и животными. Используем такие приемы: выборочное чтение, сравнение, наблюдение, обсуждение, рисование словесных картин, вызываю детей на спор.

Обращаем внимания на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологические обороты.

-Как автор относится к герою? Почему ты так думаешь?

-Зачем автор описывает сцену...?

-Меняется ли герой на протяжении рассказа? Почему ты так думаешь?

-Зачем дан ... абзац?

-Какие чувства испытывает герой?

- Как ты думаешь, почему так поступил герой? Можешь объяснить его поведение?

-Почему герою было трудно выполнить ...? Отвечая на этот вопрос, старайся найти самую главную причину.

-Оцените поступок героя?

-Из чего видно, что герой ... человек?

-Найдите в тексте те строчки, из которых ясно, что герой любит своего

-Как бы ты поступил в данной ситуации?

-Как ты понимаешь смысл названия рассказа?

-Как ты считаешь, подходящее название для этого рассказа? У тебя есть другие варианты?

Ответы учеников отражают накопленный ими нравственный опыт, способность давать нравственную оценку ситуаций, умение выражать  свои  мысли, обосновывать их, т. е. защищать свою нравственную позицию.

Стараемся разнообразить домашние задания:

  • •найти пословицы и поговорки, фразеологические обороты, которыми можно характеризовать героя,
  • •напиши мини отзыв- размышление о прочитанном произведении,
  • •нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду,
  • •придумай другую концовку рассказу.

На уроках работаем в паре или в группах.

Например.

Задание для 1 группы. В тексте найти все о внешности героя.

Задание для 2 группы. В тексте найти все о характере героя.

Задание для 3 группы. В тексте найти все о времени, в котором жил героя.

Задание для 4 группы. В тексте найти все о друге героя.

Во время обсуждения ответов стараемся направить разговор так, чтобы дети представили себе героя как живого человека, со своими положительными и отрицательными чертами характера, чтобы они увидели, что повлияло на формирование его характера. Детям предлагаем подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась.

Постепенно детей подводим к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

На уроках литературного чтения проводим игру «Литературный суд». Дети очень любят выступать в роле обвинителей и в роле защиты.

Например.

Задание. Оцените поведение героя с точки зрения его соответствие или несоответствие законам общества.

Интересно наблюдать, как они себя ведут во время диалога, как находят аргументы в пользу героя, как вживаются в роль, как отстаивают другую точку зрения и находят доказательства своим словам.

Результат такой работы - дети сами пробуют характеризовать как действия героев литературных произведений, так и свои.

Очень любим инсценировать литературные произведения, как на уроке, так и на классных часах с последующим обсуждением. При отборе произведения выбираем то, которое соответствует ситуации взаимоотношений между детьми в классе.

Например, работали над басней Крылова «Лебедь, рак и щука», сказкой «Петушок и бобовое зернышко», когда увидели, что дети в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» - не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи и т.д.

Целесообразно разделить класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья группа - зрители, которые будут обсуждать и выбирать лучшую команду.

При обсуждении сказки важно обратить внимание детей на характер героев, выделить основные характеристики действий персонажей. После проигрывания произведения обсуждаем, какие по характеру герои получились у детей.

Зрители выбирают лучшую команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения. Для закрепления полученных знаний о характерах героев детям можно предложить нарисовать понравившийся персонаж на выбор.

Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

На уроках и на классных часах проигрываем различные нравственных ситуаций (ситуации, взятые из реальной жизни класса, школы или на основе литературных произведений). В процессе проигрывания активизируется воображение ребенка.

Это имеет большое значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

Итогом работы можно считать умение ребенка самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).

Систематическая и целенаправленная работа по формированию у школьников нравственных убеждений на уроках литературного чтения и во внеурочное время, дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций, помогает вовлечь детей в активный творческий поиск, создать в классе доброжелательную атмосферу, когда каждый может выразить свою точку зрения, возразить и поспорить, найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?», и мы надеемся, что когда дети встанут перед выбором, то осознано будут выбирать модель поведения, которая соответствует нравственным критериям.

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12