joomplu:6380
joomplu:5094

Выступление Владыки Савватия на региональном форуме

Заседание13 – 14 декабря 2012 года в Конгресс-холле Агентства рекламно-выставочной деятельности «Континент» состоялся региональный форум «Институты гражданского общества как ресурс развития региона».

Одной из важных тем форума стала:«Культура как основа воспитания патриотизма», где в форме диалога обсуждались актуальные вопросы нравственного и патриотического воспитания детей.

В конце круглого стола один из выступающих сказал: «Надо разделять понятия Государство и Родина - это не одно и то же», к чему не остался безразличным Епископ Тарской Епархии Савватий:

«Хочется обратить внимание на то, что это действительно не одно и то же, но нельзя противопоставлять эти два понятия.

«Общенародная ответственность за Родину…. как фундаментальный принцип Российской Государственности»- сказано Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному собранию от 12.12 2012 . Опираясь на это, считаю, что развитие этой темы необходимо.

У человека есть тело, есть душа, вот также и понятие Родина - это больше душевная, а понятие Государство - это более вещественная части в понимании России, как Государства. И Родина, и Государство - едины, как тело и личность! Бывает, что тело болеет, но личность от этого не становится менее ценной и существенной. Поэтому нельзя даже разделять эти понятия. Тем более, что Государство знает - кто руководит им, тот и представляет Родину. Как человек военный, могу представить ситуацию: Государство это мы с вами, и если на поле битвы прозвучит клич «За Родину!», то не услышим ли мы вопрос: «За какую такую «Родину», кто и где её представитель?». Это может произойти в том случае, если мы с вами начнём отделять духовное от существенного.

Если говорить о Родине, то - это понятие больше семейное, где есть братья, сестры, родственники. Возникает вопрос: «С чего начинается Родина?» И совершенно логично будет услышать, что начинается она в семье, правильней будет сказать - в семье многодетной.

Человек рождается в семье, видит родителей, братьев, сестер, видит их взаимоотношения и заботу не только о своих нуждах, но и о нуждах своих ближних. Человек, сформировавшийся в многодетной семье, не в обществе чужих людей, а в обществе родных, начинает также заботиться об обществе и окружающих, как о своем. И даже более чем о своем! Потому, что другой жизненной позиции он не знает.

И если говорить о семье, нужно понимать, что семья - это не ячейка общества, а некая - колыбель общества. Более того, семья является зародышем цивилизации. И в том преимущественно семья полноценна не тогда, когда один ребенок, а тогда, когда в ней хотя бы минимум трое детей.

«Чтоб Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в торговле». И ещё «….. нормой в России всё - таки должна стать семья с тремя детьми» - говорится в Послании Президента.

Хочется отметить что, законодательно можно определить только минимум, а семья - это семь личностей, два родителя и пятеро детей. И только при таком количестве членов семьи у нас может создаться устойчивое, развитое общество.

Если рассмотреть многодетную семью, как некую модель, где пятеро детей, то увидим, что не каждый из них в последующем сможет создать такую же семью, хотя потенциал заложен в каждом из них, не каждый сможет быть таким руководителем или воспитателем. И предположим, что из пятерых детей двое окажутся слабоваты и только трое смогут оправдать надежды Государства, они то и является тем минимумом, о котором говорит Президент. Хотя надо отметить, что во времена наших праотцев потенциалом любой женщины, любого мужчины была семья из 12- 15 детей. Конечно, среди них были болезненные дети и не все доживали до взрослого возраста, или же случалась смертность в материнской утробе.

И матери становится легче как раз тогда, когда у неё пятеро детей, тогда старшие дети смогут помогать воспитывать младших. И потрудившись 10 лет, родители уже будут иметь добрых помощников в лице старших детей, и этот же самый период для детей являлся школой духовного роста. Старшие дети могут помогать уже по хозяйству и освободить мать для её самореализации в общественной жизни, в трудовой деятельности. И впрочем, даже если она не пожелает или не сможет это сделать, то и тогда она в полной мере выполнит великую задачу для общества, для Родины.

Нужно чтобы с особым вниманием в этом направлении законодательство России и общество начали рассматривать вопрос о необходимости роста количества детей. Поставить ориентиром семью из 7-ми членов, тогда у нас будет устойчивое развитие общества.

Нам нужно обратиться к социальным институтам, которые финансируются государством и которые, и по роду своей деятельности, занимаются помощью многодетным семьям, в решении их бытовых и финансовых проблем, чтобы они оказывали этим семьям всяческую поддержку.

Наши многодетные семьи зачастую сталкиваются с проблемами ювенальной юстиции. Так, если предположить, что минимальный доход на человека должен составлять 5 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи, то минимальный семейный доход у семьи из 7 человек должен составлять 35.000 рублей. На практике получается иначе: если такой доход в городе теоретически возможен, то на селе он не возможен по определению. И естественно, сразу же многодетная семья получается вне закона, и любой Ювенал стремится отобрать детей.

Поэтому нужно поставить интересы и права семьи, тем более многодетной, выше статуса детских домов. Я это говорю не принижая значение детских домов, а прошу уделять большее внимание семьям! Тогда и затраты государства будут меньше, и воспитание в семье будет лучше.

Я долгое время служил в монастыре, куда приходило много насельников из детских домов, так вот они говорят, что 9 из 10 воспитанников детских домов оказываются в тюрьме. И в какой-то мере это близко к действительности.

Всё-таки, когда ребенок воспитывается в семье, в какой бы то ни было, он более устойчив к самостоятельной жизни. А в детских домах создаются некие тепличные условия, искусственные что ли. Вот если из теплицы взять растение и вынести на природу, то естественно, такое растение испытает некий стресс, потому, что не готово к реальным погодным условиям и агрессивной среде, иной раз даже от солнечного света теряет листья. Так вот и дитя, получив свободу, бывает не готово к тому, чтобы ею распорядиться. Поэтому, конечно же, больше внимания нужно уделять семьям, тем более многодетным.

Ну и кроме того ребенок выросший в семье где пятеро детей, где есть папа и мама, он более общественный, более перспективный, более способный реализоваться в обществе. Он способен интересы своего «я» поставить ниже интересов ближних, где есть 7 «я». Для него отношение к государству, как к семье, будет вполне естественно. Так у нас было на протяжении 1000 лет, а в последние 75 лет, когда стали отрывать детей от семьи, иной раз искусственно, иной раз вынуждено , это понимание поменялось вследствие того, что поменялось отношение государства к обществу, как к семье . Это очень прискорбно. К нам, православным, общество относится как культуре, культуре иконографии или искусству архитектуры. Так вот православие вполне включает в себя рачительное, заботливое отношение к Родине.

Так в 1-ю Мировую Войну Иоанн Крондштадский провожал людей на защиту Родины с такими словами: «Истинный христианин в сердце своем и в душе своей является воином света. Поэтому благодаря этим воинам света мы еще живы и у нас есть еще силы, есть еще вода, небо, воздух», «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного...».

Т.е в православном понимании отечество земное является как бы иконой отечества небесного. И, конечно же, икона это не Бог, но, тем не менее, великая Святыня. Отсюда вытекает понятие Святости, любви к отечеству, как душевная и вещественная составляющая нашей России. И на этом-то фундаменте возрождается и укрепляется наше Государство и Отечество.

Если вспомнить о патриотизме и говорить, о нём как о любви к Родине, то понимаем, что любовь не может родиться на пустом месте. В любом обществе школой любви является семья, но существуют ещё и институт любви - монастыри. И в семье гражданской, и в семье монашеской, одни и те же ориентиры - человек не может жить для себя. Даже игумен, даже родители, хотя и имеют власть распоряжаться материальными ценностями, и управляют деятельностью своих чад, и вольны поступать в различных вопросах по своему усмотрению, но любящий и заботливый родитель всегда свои старания направит в интересах семьи.

Но только есть одна разница. Перед созданием гражданской семьи парень выбирает девушку, а девушка выбирает парня, а в монастырской семье не выбирают. Кого Господь посылает в обитель, того и учатся любить как брата или сестру.Если человек проживает вне семьи, и даже если он ходит в церковь, и сам по себе человек он хороший, тихий, добрый, добросовестный и, тем не менее, у него складывается навык какого-то своего личного пространства, и это неудобно ни для него самого, ни для общества.

Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев его или помыв. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться, только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.

Вспомните слова наших дедушек и бабушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших – вот что, что укрепляло целые семейные династии.

Пройдёт 10-20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна.

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Это не закон, не убеждения – это стремление к истинным ценностям!

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии