joomplu:6380
joomplu:5094

Выступление Генерал-майора в запасе Фатеева Н.Т. на Рождественских чтениях 11.01.13.

Генерал-майор в запасе Фатеев Н.Т._2Выступление на секции «Духовные аспекты безопасности России»
Танковое училище.

Патриотизм, духовность, идеология. Военный аспект.

"Тайна бытия, человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, ради чего жить. Без твердого представления, ради чего жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все хлебы были".
Ф. М. Достоевский [1]

А если завтра война? Многие, наверное, видели в старых фильмах, как накануне Великой Отечественной войны в СССР часто звучала песня «Если завтра война, если завтра в поход...» Большинство советских людей было уверено тогда, что любого врага можно победить.

Социологи «Левада-Центра» (Россия) провели опрос 1600 респондентов: если бы, как в 1941 году, началась война, кто бы из вас заявил о готовности встать на защиту Родины? 23% опрошенных пошли бы на фронт по призыву, 21% – ушли бы добровольцами. Еще 26% полагают, что, вряд ли подлежали бы призыву. А вот 10 процентов опрошенных заявили, что постарались бы уехать в безопасную страну. 20 – затруднились с ответом. Наверное, ждать всеобщего единодушия на этот судьбоносный вопрос действительно трудно в наше время. Люди сделаны не из стали. И при всем том результат опроса удручающий. Меня даже не цифры тронули – реакция людей в блогах. «Скажите, а за что воевать? За платную медицину и образование? За сладкую жизнь олигархов, которые давно вывезли своих чад в безопасное место? Охранять их наворованную «собственность»?

Пожалуй, впервые за всю свою тысячелетнюю историю Российское государство переживает столь катастрофический обвал всех тех непреходящих ценностей, которые составляют фундамент русской цивилизации. Прежде всего, речь идет о беспрецедентной потере уважения к воинскому служению. Когда-то знаменитая фраза из кинофильма «Офицеры» «Есть такая профессия – Родину защищать» служила эталоном для нескольких поколений молодежи, и в армию ребята уходили с чувством гордости. Уклонение от службы представляло собой редчайшее ЧП не столько по причине наказания по закону, сколько из-за несмываемого позора, которым покрывал себя уклонист. Сегодня произошла поразительная подмена ценностей. «Откосить» от армии всеми правдами и неправдами – это сегодня норма поведения, которой никого не удивишь. Более того, подобное поведение получает широкую поддержку общества. Чем же объясняется такой масштабный переворот в сознании людей?

В своем выступлении хочу попытаться проследить и исследовать связь понятий патриотизма, духовности, нравственности, национальной идеи и идеологии в прошлом и в настоящем с точки зрения военного человека и попробовать вместе с вами найти выход.

А начинать надо с анализа ситуации и поиска ответа на вопрос, почему же в России патриотизм разрушился и можно ли его восстановить? И что для этого нужно делать?

Кстати об анализе ситуации. Нынче много желающих просветить народ своим видением происходящего в стране и дать свои рецепты разрешения противоречий. Но спросим себя: действительно ли мы задумывались над теми сложнейшими вопросами русской истории, о которых выносим свои безапелляционные суждения? Не навеяны ли они услужливыми «интеллектуалами» типа Сванидзе или Познера? Не подхватили ли мы ненароком «вирус» разрушения собственного национального сознания со страниц каких-нибудь «независимых» газет?

К сожалению, значительная часть нынешней интеллигенции «мыслит» именно таким образом, фактически лишь дублируя (и тиражируя) те или иные деструктивные идеологические штампы, во множестве рассеянные на информационном поле России.

Где она та национальная идея, каково ее содержание и что в ней главное, определяющее силу морального духа, силу патриотизма и всего того, чем испокон славилось русское воинство?

На чем стоял патриотизм, а значит и моральный дух воинства в России? На приоритете отечественных духовных ценностей и непринятии навязываемых ценностях супостата. Вспомните выбор благоверного А. Невского с кем и против кого воевать. И сегодня убедительно звучат его слова: «Не в силе Бог, а в правде!» и «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!». Россия всегда была вожделенной мечтой многих захватчиков.

В предшествующие периоды истории в России патриотизм формировался: на фоне постоянной угрозы внешней агрессии, необходимости защиты Отечества (ленинское учение о защите социалистического Отечества), в ходе ведения боевых действий по освобождению захваченной врагом территории, в ходе холодной войны;

Какие же силы питали патриотизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чув¬ство самосохранения, защита свое¬го места обитания, российской зем¬ли от различных завоевателей. Чув¬ство это формировалось долгим ис¬торическим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколе¬нию. Иван Ильин в своей книге "Сущность и своеобразие русской культуры" пишет, что «с 800 по 1237 гг. каждые четыре года происходило военное нападение на Русь; в 1240—1462 годах было двести нашествий... от 1368 до 1893 гг, т.е. в течение 525 лет, было 329 войн, значит, два года войны и один год мира». Таким образом, история России — это преимущественно военная история, которая учит нас быть начеку.

Генерал-майор в запасе Фатеев Н.Т._1Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и кре¬пость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким ис¬ключением, пополнялась соотече¬ственниками, которым была прису¬ща любовь к Отечеству от рождения.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы право¬славия. На страницах Евангелия ут¬верждалось, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического вос¬питания. Идеологическую основу патриотического воспитания рос-сиян, армии составляли идеи пра¬вославия, самодержавия, народнос¬ти, воплощенные в призыве «За Ве¬ру, Царя и Отечество!»

Даже в годы воинствующего атеизма обращение Сталина к религиозным ценностям русского Народа и его активная поддержка Русской Православной Церкви оказали решающее положительное влияние как на ход всех сражений Великой Отечественной Войны, на достижение Победы в ней, так и на все последующие события в нашей стране. К этому можно добавить, что до этого Сталин обратился и к другим пластам нашей Великой Русской Культуры, восстановив в стране в качестве нормы самые значимые события Русской Истории, Александра Невского, Дмитрия Донского, Кутузова, Нахимова и другие имена русских полководцев и флотоводцев. И это в период жесточайшей государственной идеологии.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не
вносился в их умы насильственно. Русские пол¬ководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различ¬ные средства, формы, методы, но главными были – забота о солдате и личный пример начальника.

В – пятых, сам уклад жизни способствовал высоко нравственным убеждениям. Представим себе семью, живущую в России столетие назад. Чтобы выжить, нужно было иметь много детей, которые едва подрастая, тут же, вместе со взрослыми, включались в общую работу. А когда родители старели, дети, кроме прочего, становились своеобразной «живой пенсией». Все вместе должны были постоянно ткать ткань, вязать шерсть, шить одежду, выращивать зерно, картофель, выпасать скот, ставить дом. Ни пьянства, ни наркомании, ни аморализма здесь быть не могло, для этого просто не было ни культурного времени, ни культурного пространства.

Однако, выйдя из мира жесткой необходимости, мы зачастую не можем найти ей разумной и органичной замены. В результате общество попало в зависимость от свободы, иначе говоря, от собственных праздных слабостей и страстей. Исламский терроризм сегодня порожден не столько экстремизмом Востока, сколько аморализмом и глубинной несостоятельностью Запада.

Поэтому можно уверенно предполагать, что Наполеон учитывал опыт русской армии, когда высказывал свое известное положение: «Во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от данных морального порядка и только на одну четверть от материальных сил» [2]. В основе этого тезиса лежало, конечно же, изучение боевого опыта не одной лишь французской армии, но и противников французов, в том числе русской армии.

Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патри¬отизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее вои¬нам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и доби¬ваться значительных успехов в воз¬рождении страны и армии. Так было.

А как стало? Открылся железный занавес. И что произошло? Хлынул вал западной идеологии, восхваляющий их образ жизни, под благовидными и привлекательными лозунгами о демократии, о свободе слова и т.н. общечеловеческих ценностях. С одновременной дискредитацией и шельмованием не только советского прошлого, но и всех исконных духовных и культурных ценностей в т.ч. и РПЦ.

Наше сознание стало глубоко поражено европоцентризмом [3]. Это такая мировоззренческая модель, которая рассматривает западноевропейскую цивилизацию как универсальную и единственно приемлемую для всего человечества. Не преодолев в себе европоцентризм, не вылечившись от этого тяжкого недуга, мы не можем рассчитывать на полноценное возрождение Русской евразийской цивилизации, ибо возрождение всегда начинается с духа, c духовной стороны.

Нетрудно видеть, что признание Западом самого себя как универсального мерила для всех народов, а западных ценностей – универсальными, есть главный признак европоцентризма, как явления. Агрессивность этого взгляда хорошо выражается в таких абсурдных и смехотворных понятиях, как, например: «общечеловеческие европейские ценности», «западноевропейское человечество», «европейский миропорядок». Если дать себе труд их заметить, то можно увидеть, что они окружают нас повсюду. Европоцентризм предлагает всем нам жить в системе отсчета, жестко привязанной к Западу. Средством же этой привязки является представление о мире как о сложной технической системе, в которой техника и технологии стоят на первом месте.

Именно поэтому современная западная цивилизация насаждает «продвинутость» своей культуры, прежде всего с помощью технологии, как бы демонстрируя ее «прогрессивность». Технологии превращается в аргумент культурного диктата. Запад посредством современных технологий объявляет «европейские ценности» универсальными и единственно правильными, а те, которые им не соответствуют, — неправильными или, в лучшем случае, отстающими от «мирового прогресса». Технические новинки и изобретения являются тем ключиком к сердцу человека, который открывает в его сознании дверь европоцентризму. Но, открыв эту дверь, закрыть ее уже очень сложно.

Европоцентризм, играет огромную роль в разрушении нашей идентичности. Например, «правозащитники» взывают к Европе о помощи порвать с «тоталитарным прошлым». Термин этот можно применить к любой стране, но к нам он применяется с ясной целью – внушить народу комплекс неполноценности перед Западом, заставить поверить, что нам нечем гордиться, что вся наша история порочна и не имеет права на существование из-за своей «отсталости» Нам как бы говорят: посмотрите, какие у них айфоны, у вас таких нет, значит, вам нужно на Запад. Нас заставляют смотреть на себя чужими глазами – глазами европейцев, считающих всех, кроме себя, варварами.

Из всего изложенного, конечно, вовсе не следует, что мы должны забыть о техническом развитии. Напротив, в промышленности мы как никогда нуждаемся технологическом рывке. Но перенимать опыт и подражать во всем это не одно и то же. Надо сказать решительное нет терпящим крах «европейским ценностям», отмирающим вместе со своими носителями, и обратиться к своим корням и истокам. Ибо чтобы возродить страну, нужно возродить достоинство. При этом пользоваться чужими технологиями можно и нужно, но ни в коем случае не допускать технологии (а это просто инструменты) в разряд идей. С сожалением приходится констатировать, что проникновению западной идеологии способствует и часть так называемой либеральной прослойки общества. Это, впрочем, и неудивительно, так как наша по-европейски образованная интеллигенция всегда была далека от народа. Носителями же агрессивно прозападной ориентации являются либералы. Еще Ф.М. Достоевский сказал о них очень точно: «Одна из характернейших черт русского либерализма – это страшное презрение к народу». В противовес этой позиции отечественных либералов приведу слова величайшего из поэтов, который остро переживал в себе всходы того, что сегодня называется «евроинтеграцией» и «приобщением к цивилизации». Слово А.С. Пушкину, которого император Николай I называл «самым умным человеком России»: «Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна. Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою... С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству».

Как назидание звучат его слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» [4].

Еще один сомнительный постулат современности, выдвинутый нашими либералами: «на нас никто не собирается нападать». Но Россия всегда была лакомым куском для алчных соседей. Так известно заявление бывшего Госсека США г. Олбрайт: «Ни о какой мировой справедливости не может быть речи, пока такой территорией как Сибирь, владеет одна страна. Вот если бы это была другая страна, тогда — другое дело!...». [5] И хотя это заявление прозвучало как мнение ЧАСТНОГО ЛИЦА и БЫВШЕГО американского политика, это наводит на размышления. В условиях все обостряющегося дефицита энергоресурсов, продовольствия и даже обыкновенной питьевой воды в мире это заявление не выглядит таким уж невероятным, но заставляет задуматься.

Вся эта западная идеологическая экспансия сопровождается фальсификацией российской истории. «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё верит публика» (Геббельс) Вся концепция истории, которая навязывается после крушения СССР, является одной большой глобальной ложью. Цель этой лжи очень простая - обвинить Россию во всех грехах. Концепция жива и сейчас: все, что делает Россия, - неправильно. А есть белые и пушистые США и примкнувшие к ним государства - светочи демократии. Ладно бы эту концепцию они у себя в школах преподавали. Но она после крушения Советского Союза плавно перекочевала в наши учебники, а оттуда - в головы подрастающего поколения.

Историю всегда писали победители. Мы с вами в 1991 году проиграли холодную войну, и неудивительно, что победитель начал переформатировать историю под себя. Отпор, конечно, нужно давать немедленно. И не на уровне нескольких журналистов или писателей, а на уровне информационной позиции всего государства.

Главная проблема сегодня в том, что внутри страны о нас лгут больше, чем снаружи. Очень сложно рассказывать иностранцам правду по истории России. Они включают радио и говорят: но у вас же у самих про все это говорят! Сначала надо навести порядок в нашем информационном поле, и только после этого мы сможем активно и успешно противостоять информационным атакам извне. История - это вовсе не прошлое. История формирует будущее. Вот почему так активно сейчас пытаются переписать историю России. Запад волнует вовсе не то, какой был Сталин, и не то, кто из нас кому должен - мы Прибалтике или она нам. Ему важно внушить подрастающему поколению российских граждан ненависть к России. Повторяю: историю пишет победитель. Станем сильными - и в учебниках будет написана правда. А иначе наши геополитические «друзья» будут писать все, что им нужно. Причем - в НАШИХ учебниках истории. Это война. Без стрельбы и рукопашной, но война. С противником, у которого нет ни чести, ни совести. Который воюет пасквилем с нашими дедами, воевавшими с оружием и их женами, ковавшими это оружие. И несут эту дрянь в мозги уже нашим детям. .

Так, сегодня в огромном потоке информации часто приходится сталкиваться с фактами предвзятой трактовки истории Второй мировой войны. Главная цель заинтересованных в этом сторон - пересмотр ее геополитических итогов и роли нашей страны в разгроме фашизма. Ответ тем, кто пытается что-то постоянно "переосмысливать", полностью игнорируя объективные данные, предвосхитил Пушкин в стихотворении "Клеветникам России":

И ненавидите вы нас...
За что ж?
Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий
над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир. [6]

Выводы

  1. Процесс разрушения старой системы ценностей, формирующей патриотизм, к сожалению, необратим. Выросло новое поколение, воспитанное на т.н. либеральных идеях. Об этом сказал В.В. Путин в Послании ФС РФ: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры» [7]
  2. Насильственно внедряемые глобализацией идеи развития мирового сообщества состоят в уничтожении всех существующих вер как религий, уничтожении семьи как основы общества, уничтожении национального государства, а также формировании единой идеологии потребления, требующей уничтожения всех прежних смыслов бытия, кроме самого процесса потребления и жизни ради потребления.
  3. Механизм развала Советского Союза, вся история современной России показывают, что идеологические факторы являются одним из важнейших средств геополитического контроля над пространством. Не будем же наивными: широкое внедрение у нас западных политических и экономических институтов, создание государственной либерально-демократической идеологии, аналогичной западной, нацелено на то, чтобы с помощью либеральных политических и идеологических технологий поставить под контроль все важнейшие общественные и государственные механизмы России.
  4. Русский народ, истощенный «неудачными реформами », находится в унынии, апатии, духовном разброде. Сегодня как никогда встал вопрос сохранения и сбережения русской нации, других народов России и их культурного наследия, уважения их национально-патриотического прошлого. Поэтому главная задача времени – возрождение утраченных устойчивых, высших социальных, духовных начал, в которых патриотизм выступает иммунной системой общества. А пока наше общество в этом смысле страдает иммунодефицитом.
  5. Вот почему необходимо возрождение и обновление системы национальных ценностей на основе обращения к истории, традициям, истокам и корням духовности и патриотизма нашего народа. При этом надо показывать преимущество нашей системы ценностей и одновременно разоблачать ущербность западного образа жизни, противодействуя идеологической экспансии Запада, предотвращая внедрение в сознании людей приоритета материального перед духовно-нравственным. Нужно более активно противодействовать попыткам искажения и фальсификации истории нашей Родины, ее героического прошлого.
  6. В названии просмотренного фильма звучит призыв извлечь урок. После падения Византии прошло 560 лет, а воспринимается актуально. Уж очень похожи сценарии развития событий.

Литература

  1. Достоевский Ф. М. Соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 14. С. 232.
  2. Яндекс. СловариВоенная энциклопедия, 1911-1914, ст. «Военная наука»
  3. Образовательный мультисловарь // Христианство, ст. «Европоцентризм»
  4. Пушкин А.С. ПСС, Т14. С. 283
  5. Пушкин А. С.Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки, Кн. 1. — С. 269—6.Сайт
  6. ИД «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru)Аргументы и факты, выпуск06 (1267)от 9 февраля 2005 г. Адрес статьи http://gazeta.aif.ru/online/aif/1267/03_01?print:
  7. Послание Президента Федеральному Собранию РФ, 12 декабря 2012 г.

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии