Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Новости епархии

Проповедь иерея Николая Генсицкого на праздник Успения Пресвятой Богородицы

В ходе проповеди в Спасском Кафедральном Соборе г.Тара,Иерей Николай Генсицкий обьяснил собравшимся, что со времени Успения Пресвятая Владычица наша Богородица всегда присутствует рядом и непрестанно заступничает перед Господом Богом, за нас Своим предстательством.

Фото с Крестного Хода на место,где ранее находился Храм Успения Пресвятой Богородицы в г.Тара:

Успеснский Храм ТарыУспеснский Храм ТарыУспеснский Храм Тары

Церковь в честь Успения Божией Матери г.Тара. До 1832 года была соборной, затем приписана к Никольскому собору. Придел во имя Сергия Радонежского Чудотворца.

Дата постройки: 1774 - 1792 гг. В 1875 году к колокольне пристроили сторожку.

Средства: казны и частично на пожертвования.

Место: в нагорной части города, близко к спуску к рекам Аркарке и Иртышу (напротив дома Балыкова - современного здания милиции).

Описание: кирпичная, одноэтажная с приделом, в форме "корабля”. К высокой четырехсветной храмовой части с пятигранной апсидой примыкала трапезная, к ней притвор с двухъярусной восьмигранной шатровой колокольней. Церковь венчало пятиглавие на высоких световых барабанах, круглые главки также были над алтарем, трапезной и колокольней. Над храмом четырехгранный купол, над алтарем конха, над трапезной двухскатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с арочными окнами. Восьмиконечные кресты позолоченные. В храме 4 яруса света: 54 окна - полуциркульных, из них 8 вертикально вытянутых люкарн.

Декоративные элементы: Стены гладкие, фланкированы рустованными пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены сложными наличниками, в 4 света, на фронтонах люкарны, над куполами восьмигранные фонарики с арочными окнами, завершенные сложным восьмидольными куполочками. На окнах I этажа металлические фигурные решетки. Аттики в форме картушей.

Колокольня: трехъярусная, средний ярус с прямоугольными окнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, высокий шатер с круглой главкой и крестом. Колокольня, давшая трещину в 1826 г. была разобрана в 1832 году и восстановлена по проекту губернского архитектора в 1843 г. на средства купца Федора Ивановича Пяткова.

На колокольне были устроены металлические часы. Прибор в них был железный с прутьями с молотками для отбития четвертей, получасов и часов.

Иконостас. Главной достопримечательностью Успенской церкви был старинный иконостас в 9 ярусов, окрашенный в темно-малиновый цвет кармином, декор в коринфском стиле позолоченный. Царские врата резные, позолоченные с овальными верхушками. Сохранилась фотография фрагмента иконостаса Успенского собора, сделанная в 1927-м году. На ней запечатлены Царские врата, выполненные в технике ажурной пропильной резьбы. В центре врат находится круглая икона Благовещения, по сторонам от нее 4 овальные иконы Евангелистов. Врата фланкируют пилястры коринфского ордера. Слева нет иконы, и видно арочное окно. Справа прямоугольная икона Спасителя и над ней квадратная икона с коленопреклоненным святым и ангелом. Завершение врат имеет форму резной "короны”. Выше икона "Тайная вечеря” сложной формы с резным картушем. Иконы третьего яруса прямоугольные. Иконы вписаны в тонкие рамы с пышной накладной резьбой в угловых частях, в нижнем ярусе, еще и по бокам. Перед иконостасом большое ярусное паникадило.

В храме, размещенном в трапезной, иконостас двухъярусный в первоначальном виде.

Иконы: старинного греческого письма, написанные через мещанина Калинина на средства купцов Ивана и Михаила Нерпиных. Эти иконы в 1875 году переписаны в итальянском стиле ишимским мещанином Сергеем Багашевым на средства коммерции советника Якова Андреевича Немчинова. Одиннадцать икон помещены в позолоченные рамы, другие имеют серебряные и медные ризы, венцы и гривны.

В придельном храме старинные иконы.

Ценности: В церкви находились Евангелия, напечатанные в 1703 и 1748 годах.

Колокола: 6 - 4 имеют надписи: "лит сей колокол в городе Тобольску в град Тару Собор Успения Матери Божией 1793 году мастером Захаровым весу в нем 66 пуд. 30 ф.”; "лит сей колокол в городе Тобольску Дмитрием Захаровым 1801 году весу в нем 21 пуд. 9 фун.”; на 3 и 4-м: "лит сей колокол... покойного Господина дворянина Григория Акинфеевича Демидова Завода”.

Приход: К церкви приписана часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города.

Священник: В 1887 г. протоиерей Семеон Михайлович Софонов, окончивший Тобольскую духовную семинарию, 57 лет, священник 32 г. и 7 мес., в церкви с 12 фев. 1875 г.

Дьякон: В.В. Буров, 40 лет, ок. Омскую военную прогимназию, в церкви с 1893 г.

Псаломщик: В.И. Вознесенский, 22 лет (1900), С-Петербургской духовной семинарии.

Основные даты: В 1921 г. национализация имущества. 1 июля 1921 г. местными органами власти было принято решение передать храм общине из 106 человек. Но решение не вступило в силу, так как с прихожан потребовали собрать 8469 рублей на ремонт церкви, которые они не смогли внести. 12 марта 1926 г. благочинный Тарских общин организовал собрание общин для ходатайства об аренде храма. В июне 1926 г. комиссия, осмотревшая здание пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту, и вынесла вердикт о сносе собора. В великолепном соборе, известном на всю Россию своим девятиярусным иконостасом, имевшем большое книгохранилище с редкими изданиями, древними грамотами и актами, комиссия отметила только колокола.

Современное состояние: Снесена.
Лебедева Н.И. Успенская церковь г. Тары // Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества Омского Прииртышья

Иконография Успения Пресвятой Богородицы:

икона Богоматери УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

икона Богоматери «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Описание иконы Успение Пресвятой Богородицы:

Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос действительно чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.
И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.

Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Успение. Из церкви Успения Десятинного монастыря близ Новгорода. Темпера. Конец XII века. Третьяковская галерея.

Апостолы, их фигуры и лики, запечатленные неизвестным новгородским художником, потрясают жизненной правдивостью своих переживаний. Простоту и задушевность сюжета не умаляют отсутствие привычной для современного зрителя трехмерности пространства и условность композиции.

Эта удивительно красочная по своим густым, плотным краскам икона написана в соответствии с византийскими канонами. Она отличается сложной иконографией. Помимо стоящих вокруг ложа почившей Богоматери традиционных двенадцати апостолов, а также святителей в епископских одеяниях, мы видим возвышающуюся в центре композиции фигуру Иисуса Христа. Он держит в рука спеленутого младенца, символизирующего душу Девы Марии. В верхней части иконы ангелы и прилетевшие на облаках апостолы, а также архангел Михаил, возносящий на звездное небо душу Богоматери. Как и на византийских изображениях, лики апостолов на древней новгородской иконе утонченные. Однако фигуры учеников Иисуса Христа более плоские в отличие от присущей византийским мастерам относительной объемности форм.

В России издавна огромное число храмов посвящалось Успению Пресвятой Богородицы. Это дает право называть праздник Успения русским национальным праздником (он отмечается 28 августа по новому стилю). Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал заветной святыней русского народа. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.

В Успенском соборе находится икона «Успение», написанная предположительно около 1479 года. Судя по исполнению, ее автор был последователем палеологовского стиля в русском искусстве. Этот стиль получил свое название от византийской династии Палеологов и сложился в Константинополе в начале XIV века. Для него характерны большие, чем прежде, динамичность композиции и пространственность построений. Выразительные позы и жесты, лики с приподнятыми бровями и темными подглазными пятнами свидетельствуют о влиянии на древнерусского художника палеологовского наследия. Особенность этой иконы в том, что многофигурное изображение, характерное для славянских храмовых росписей XIV века, несколько растянуто по горизонтали, отчего центральная часть композиции сместилась книзу.

Успение
Успение. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1479.

На этой части изображено присланное с небес ангельское воинство во главе, по-видимому, с архангелом Михаилом в красном плаще. Фигуры апостолов, а также выставивших вперед ладони для принятия Божией благодати скорбных жен иерусалимских даны обобщенно. Здесь же изображены в епископских одеждах все четыре святителя, считающиеся очевидцами события. Слева Иаков Иерусалимский и Тимофей Эфесский, справа Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит.

Перед ложем Богородицы представлен эпизод с безбожником Авфонией, характерный для многих русских успенских икон. <…> Авфоний хотел опрокинуть ложе с почившей Богородицей и был наказан за это. Один из ангелов отсек ему мечом руки. Раскаявшийся в содеянном нечестивец молил о прощении, восславив истинность Бога, родившегося от Девы Марии, и Девы Марии, родившей Иисуса Христа. Авфония был прощен, и руки вновь приросли к его телу. <… > В центре иконописец изобразил и сцену вознесения Матери Божией на небеса.

Как полагают исследователи древнерусской живописи, икона из Успенского собора Московского Кремля послужила образцом для более поздних храмовых икон этого типа. Имеются в виду прежде всего икона Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написанная около 1497 года (ныне в Третьяковской галерее), и икона из Успенского собора в городе Дмитрове. Последнюю приписывают Дионисию (конец XV века). Сейчас она находится в музее имени Андрея Рублева.

На оборотной стороне новгородской выносной чудотворной иконы «Богоматерь Донская», высоко чтимой русским народом, представлен относительно краткий иконографический вариант Успения, относящийся к концу XIV века. Трагический мотив ухода из жизни тут раскрывается посредством строгости композиции и насыщенности траурным колоритом. Неизвестный художник, скорее всего ученик великого Феофана Грека, работавшего какое-то время в Новгороде, умышленно не дает изображений плачущих жен иерусалимских и ангелов в Славе Христа. Из святителей только Иаков Иерусалимский и Иерофей Афинский. Из апостолов слева Петр, Иаков, юный Фома (в глубине), Матфей, Варфоломей, Иоанн (за ложем), справа Павел, Андрей, Марк, Лука, Симон, Филипп. Их лики с мелкими чертами и чуть прищуренными глазами не выражают могучей силы духа, в них чувствуется отчаяние.

Успение Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона чудотворной иконы Богоматерь Донская
Успение Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона чудотворной иконы «Богоматерь Донская». Новгород. Конец XIV века. Мастерская Феофана Грека. Фрагмент.

Мастер следует не московским и не византийским, а новгородским художественным традициям. Его апостолы более похожи на простых русских крестьян, собравшихся на деревенскую панихиду по очень близкому человеку. Живописная драматическая экспрессивность сцены усиливается за счет противопоставления возвышающейся фигуры Христа со спеленутым младенцем на руках, огненного херувима над темно-синим ореолом и боковых групп апостолов.

Дева Мария, как свидетельствует церковное предание, перед Своей кончиной сказала сошедшему к Ней с небес в окружении ангелов, архангелов и других небесных сил бесплотных Иисусу Христу: «Приими же теперь дух Мой с миром...» Митрополит Московский Филарет в прошлом столетии писал по этому поводу: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни».

Предельная ясность традиционной, но на удивление лаконичной композиции, глубокие одухотворенность и эмоциональность выдвигают это произведение в разряд самых волнующих во всей древнерусской живописи.

С народной средой связана псковская икона «Успение» конца XIII-начала XIV века. По иконографии она восходит к византийским образцам конца XII-начала XIII столетия. Однако для нее характерны диспропорции фигур, застывший взгляд на ликах, упрощенность и плоскостность форм и их обобщенность, а также черный рисующий контур. Все это говорит о том, что псковской иконе присущи черты примитивизма, восходящие к народному творчеству.

Сцена Успения решена художником наивно, почти неумело, хотя она и не лишена искренности и обаяния. В центре композиции ложе Богоматери, которое окружили апостолы. Перед ложем светильник. В окнах двух зданий, символизирующих дом Девы Марии в Иерусалиме на горе Сион, мы видим плачущих женщин.

Согласно апокрифическим преданиям, узнав от архангела Гавриила о Своей скорой кончине, Матерь Божия повелела украсить покои и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все необходимое для погребения. Епископ Иерусалимский Иаков уведомил о приближающемся трагическом событии всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Пришедшие в дом Богоматери христиане обоего пола горько плакали и умоляли Пресвятую Деву Марию не оставлять их сирыми. Она же обещала молить Бога о всех живущих на земле, посещать и охранять страждущих.

Успение. Византия. Икона XIV века из ГМИИ имени А. С. Пушкина
Успение. Византия. Икона XIV века из ГМИИ имени А. С. Пушкина

Акафист Успению Пресвятой Богородице

Кондак 1
Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице ко премирным Ея возшествие и приити предъявление к Ней Сыну Ея и Богу, светло о Ней блистаяся и стоя, зовый таковая: Радуйся, прерадованная Мати Царева; Радуйся, Небесная Царице, Мати Бога и Господа Небесе и земли. Радуйся, предпочтенная превеличеством пришествия к Тебе Сына Твоего и Бога; Радуйся, возвеличенная извещением Твоего к Сыну отшествия. Радуйся, от всех родов Богом избранная; Радуйся, святое вместилище Слова Божия. Радуйся, пророческаго проречения исполнение; Радуйся, Апостолом пречестный венче. Радуйся, святителем украшение и священником доброто; Радуйся, правителем удобрение и державо. Радуйся, Богомудрых иноков возведение к Горнему Царствию; Радуйся, отверзающая райския двери христианскому роду, присно Тя блажещему. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 2
Видяще Апостолов лик, всесильным мановением от конец земли на облацех представших ко Пречестному Твоему, Пренепорочная. Успению, священноначальницы: Дионисий — небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей с Боголепною честию священства пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумная вся тварь, старейшая чиноначалия ангельская приидоша со своим Царем, Иже во Своя живоначальнейшия руце душу Матере Своея прият; теплый же верою Петр со слезами многая к Ней изрече, зовый: Радуйся, ко премирным, Мати Творца миру, восходящая; Радуйся, к пренебесным, пространнейшая небес, вземлющаяся. Радуйся, четверочастное стихий освятившая Твоим восхождением; Радуйся, Небесных возвеселившая Твоим прехождением. Радуйся, во Иерусалим Горний прекрасный приятая; Радуйся, в нерукотворенныя храмы прерадостно вшедшая. Радуйся, Херувимов и Серафимов Царице; Радуйся, Архангелов Владычице. Радуйся, прибежище верных и избавление; Радуйся, достоянию Твоему помощь и защищение. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 3
Сила Вышняго восхити от Индии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное успение Богоматере, и предпостави живоприемному Ея гробу, иже, Преставльшуюся приник видети, уразуме вознесенную на Небеса с телом и, веровав, о сем возопи: Аллилуиа.

Икос 3
Имея в себе помышление ученик, яко Божиим смотрением бе ему не обрестися ко провождению Богоматере с прочими вкупе, обрадован быв о безсмертнем Ея Успении, сия вопияше к Ней: Радуйся, восприемлемая от земли дланьма Сына Твоего; Радуйся, ко превышним возшедшая наслаждатися славы Его. Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в Горняя; Радуйся, подъемлемая Херувимы в Небесная и поднебесная. Радуйся, в Небесных вратех от старейших Сил велелепно песньми возносимая; Радуйся, от всех Небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, Небо земное, к Горнему селению возвышенное; Радуйся, Престоле Господень, от земли вознесенный в Царствие Небесное. Радуйся, предстательство наше и крепкое заступление; Радуйся, грешником Споручнице во спасение. Радуйся, Христианом Царице и по Бозе Надеждо Небеснаго Царствия; Радуйся, Мати Живота и по Господе нам упование жизни вечныя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 4
Бурю внутрь имея Аффоний помышлений неверных и зря Бо-гоносными Апостолы Богоматере Пречестное Тело всечестне ко гробу несенное, ко опровержению устремися; внезапу же, егда со ослеплением очию руце его отъяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше таинницы и самовидцы Слова Ангелов, поющих превышними песньми при погребении Богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще Богоугодную, потщашася согласно пети, глаголюще: Радуйся, благовестие приемшая о прошествии Твоем в Горнее Царствие; Радуйся, от благовестившаго Гавриила приемшая радостнаго рая вравие. Радуйся, пречестное херувимское множество просветившая; Радуйся, преславное серафимское естество возрадовавшая. Радуйся, от патриархов прообразованная; Радуйся, от пророков предвозвещенная. Радуйся, злую дерзость Аффониеву скоро отметившая; Радуйся, исцеление томужде подавшая. Радуйся, обратившая в веру Аффониево неверие; Радуйся, верное того приемшая исповедание. Радуйся, возводящая к Небеси любовь и веру к Тебе имущих; Радуйся, спасающая верою имя Твое призывающих. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 5
Боготечныя звезды, Апостоли святии, в поднебесней разсеяннии ради Евангелия, восхищени быша на облацех, по широте воздушней, ко погребению Матере Господни, Юже пеньми и песньми провождающе, с Невещественными взываху: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше Боговидцы своего Владыку, в руце Матере Своея душу приемша, и Господа Того разумевше, потщашася священнословия песньми благословне воспети Ю: Радуйся, Царице, над всеми Царствующаго носившая; Радуйся, и Сама рукама Его Сыновнима носимая. Радуйся, скиптре царский в Христовой деснице; Радуйся, в руце Ноя ветвь голубицы. Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление; Радуйся, крине неувядаемый, процветший безсмертие. Радуйся, Богоотца Давида цевнице Богодохновенная; Радуйся, пророчествия его возставшая слово, псалтирю и гусли прекрасныя. Радуйся, одушевленный святыни Господни кивоте; Радуйся, в покой Господень воскресший наш животе. Радуйся, скиние, от Херувимов осеняемая; Радуйся, Святая святых, от Серафимов глаголемая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 6
Проповедницы Богоноснии Апостоли, по отшествии ко премирным Божия Матере во общем селении обычныя трапезы бывше и предложение части хлеба во Имя Господне возносяще, внезапу свыше Богородицу Царицу, пришедшую со светоносными Ангелы, зряху и, мир тем от Сына и Бога подавшую слышавше, возгласиша о сем: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия нам Солнце правды, Христос Бог от Твоих пречистых ложесн, волею и благоразумием проповедания чрез Апостолы мир просвети и Тя, Богоматерь, от рода и в род прослави. Темже и мы вси ублажаем Тя, вопиюще Ти: Радуйся, Присноблаженная от всех родов во веки; Радуйся, благоутробная и Милостивая на человеки. Радуйся, ученическому лику обещание исполнившая; Радуйся, присещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая. Радуйся, всежелательное святых сладкое зрение; Радуйся, преподобных матерей и дев святых всевеселящее радование. Радуйся, преходящая райское селение праведных; Радуйся, посещающая всех во славе небесней сущих. Радуйся, начало человеческаго спасения; Радуйся, исполнение всех благих желания. Радуйся, по Бозе, Царе царствующих, Богородице Царице; Радуйся, по Господе господствующих, Владыце нашем, Госпоже и Владычице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 7
Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богородице, присно спасаеши и славящих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и благоверным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению прошения нам подавай, о сем молящимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новую показа тварь, явлься нам, всех Творец Господь Тобою, Богородице. Ты же сродное промышление о нас к Нему имущи, честне почитающих пречестное Твое Успение, приими сицевая Тебе вопиющих: Радуйся, Мати Богу, избранная от земных; Радуйся, превышшая земных и Небесных. Радуйся, Херувимов и Серафимов горе превозшедшая; Радуйся, лик ученический облаком ко погребению Ти доле совокупльшая. Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; Радуйся, чрез него уверившая Твое на Небо с плотию преселение. Радуйся, красотою всех добродетелей украшенная; Радуйся, краснейшему паче сынов человеческих Сынови Своему сопричтенная. Радуйся, яко финикс, плотию воскресшею процветшая; Радуйся, яко кедр в Ливане небесном, умножившаяся. Радуйся, древо живота, насажденное посреде рая превышняго; Радуйся, ковчеже мысленный возвышенный в Горняя от потопа смертнаго. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 8
Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Владычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизреченных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму, возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно вопием: Аллилуиа.

Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята и, земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима носима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и прекрасный, Иерусалим вышний, Херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слышит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; Радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престольный град Самаго Вседержителя; Радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Вышняго Насадителя. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; Радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше Небес во благолепие Божие взятая; Радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; Радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая; Радуйся, Заступнице, роду христианскому от Бога дарованная. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 9
Всякое естество ангельское превозносит Тя, Богородице, человечестии же роди вси Матерь Тя Божию славим и почитаем пречестное Твое Успение, Царице: Тебе бо ради земнии Небесным совокупляются, согласно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветийства Боговещанньгх пророческих речений ныне зрим о Тебе сбывшаяся, Богородице, яко воистину Бога плотию родила еси нам. Темже таинству словесе Божия верующе, вопием: Радуйся, закона и пророков главизно совершенная; Радуйся, звездо Иаковля, Валаамом пророкованная. Радуйся, одре Царя Великаго, вещанный Соломоном; Радуйся, руно, орошенное Иисусом, образованное Гедеоном. Радуйся, Неопалимая Купино, законоположником предзримая; Радуйся, горо святая, мужем желания усмотренная. Радуйся, лествице небесная, Иаковом предвидимая; Радуйся, двере непроходимая, Иезекиилем предзримая. Радуйся, солнце селения Христова, псалмопевцем предъявленное; Радуйся, таинство, многообразне пророки пронареченное. Радуйся, пророческих глагол всех, предреченных о Тебе, конец принесшая; Радуйся, Вышняго смотрения вся за спасение мира совершившая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 10
Спасти хотя мир, Иже всех Господь от земнаго Тя рода избра в Матерь Себе и, нас ради быв человек, взыде, отнюдуже сниде, к Небеси от земли, и Тебе с Собою возведе ко пребыванию во славе вечней и со-царствованию с Собою, конца не имущему, Темже, яко Бог, слышит от всех: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, от Тебе плотию прошед, Пречистая, духом и телом в Небесная Тя пресели, ко ближайшему предстательству о всех, ихже приглашати научи: Радуйся, граде Царя Великаго верху горы Небесныя; Радуйся, стено и покрове, не крыющийся от нашего притекания. Радуйся, верным на враги пособствующая; Радуйся, нашествия агарянская побеждающая. Радуйся, веры благочестивыя недвижимое сохранение; Радуйся, еретичествующих полков разорение. Радуйся, радость и умирение миру сущая; Радуйся, всегубительнаго ада поправшая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; Радуйся, мученических подвигов всечестное прославление. Радуйся, преподобных трудом Ходатаице блаженнаго упокоения; Радуйся, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 11
Пение всякое Богодухновенных песней не довлеет от нас ко похвале всечестнаго Успения Твоего, Всехвальная Владычице, Царице Богородице, но усердно Тебе приносим, яко Матери Царя всех, смиренное моление наше, с Небесными чинми поюще Единому достойно прославляющему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемная свеща истиннаго Света сущим нам на земли явльшися, души просвещаеши и чтущих Твое всечестное преставление к разуму Божественному наставляеши, да поем Ти сицевая: Радуйся, свеще неугасимая огня невещественнаго; Радуйся, заре незаходимая Света невечерняго. Радуйся, луно, от Солнца правды облиставаемая; Радуйся, светлосте, во тьме святящая. Радуйся, светильниче, на свещнице превышнем поставленный; Радуйся, источниче жизни, из гроба во свет изведенный. Радуйся, Мати Света умнаго, благочестивых души просвещающаго; Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающаго. Радуйся, уповающим на Тя живота конец непостыдный дарующая; Радуйся, достояние Божиим и Своим рабом на Суде Сына Твоего одесную Его устрояющая. Радуйся, Преблаженная, яко Тобою блажени есмы и мы, иже Помощницу Тя имамы; Радуйся, Преблагословенная в род и род, яко Господь с Тобою, и Тобою с нами.
Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 12
Благодать высокопрестольныя славы, на небесех дарованную Богоматери, почтенной седением одесную Сына Ея и Бога видяще горнии умы, подъяша Ю Престоли и Силы, окружиша Начала и Власти, припадоша страшнии Херувими, Серафими и Господства, со Архангелы и Ангелы вопиюще: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще всечестное Твое Успение, восхваляем вси ко пренебесным возсшествие Твое, Царице Богомати. Ты же освяти, прослави и спаси всех, любовию поющих Тебе: Радуйся, очистившая землю пречистыми ног Твоих стопами; Радуйся, освятившая воздух восхождением Твоим к Небеси. Радуйся, на Небесный круг возступившая; Радуйся, вся доброты неизреченныя зрящая. Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и Бога; Радуйся, с Сыном и Богом вечно царствующая. Радуйся, красото в деснице Господней, украшающая блажащих Тя всех Небесных; Радуйся, обрадованная надеянием на Тя всех земных. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, обещавшая сохраняти и спасати призывающих Тя всех в поднебесней. Радуйся, от христианских родов Мати Божия почитаемая и Богородица именуемая; Радуйся, от восток солнца до запад преславно и православно от всех благочестивых славимая. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Кондак 13
О Всепетая Мати Безсмертнаго Царя Небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, нынешняя приношения о всечестном Твоем Успении от нас приемши, в жизни сей и в смертнем успении нашем от всякия напасти, бед и муки избави и Небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru