joomplu:6380
joomplu:5094

Круглый стол "Монашество на Сибирской земле"

Круглый стол Бикашев Исмаил, побывал, по заданию главного редактора газеты, на Круглом столе «Монашество на Сибирской земле». Мероприятие было организовано Омской митрополией в рамках Рождественских образовательных чтений 2015 года и проводилось 25 ноября 2015 года в Успенском соборе Ачаирского женского монастыря. Корреспондент рассказал в своем репортаже следующее:

«Мы встретились в 9 часов утра в условленном месте у Успенского кафедрального собора г. Омска, где нас ждал микроавтобус Ачаирского монастыря. Утро было теплым, ждать пришлось недолго, и мы тронулись в путь. В дороге мы побеседовали с сестрой Тамарой, сотрудницей Епархии и с братом Алексием Адамсоном из Омского государственного историко-краеведческого музея, скоротали время и узнали много интересного для себя.

Вокруг простирались наши сибирские просторы, мы незаметно преодолели по прекрасной автомагистрали свой путь до Ачаирского женского монастыря.

До начала Молебна, благословения на доброе дело мы, 35 участников и гостей, успели зарегистрироваться. Позже других из далекой Тары приехал с иноками Управляющий Тарской Епархией, Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, тепло встреченный присутствующими. Затем мы с огромным сердечным чувством помолились в Святом соборе, вспомнили и болящую игуменью Варвару (Герасимову), настоятельницу Свято-Серафимовского женского монастыря, которая не смогла, как планировала, приехать на Круглый стол с докладом, попросили Бога о ее скорейшем выздоровлении.

В нижнем Храме Успенского собора уже были расставлены столы и скамейки для докладчиков и гостей. Координатор Круглого стола, игумен Зосима (Балин), наместник Свято-Никольского мужского монастыря, ознакомил нас с программой мероприятия, первого в таком формате после разделения Митрополии на Епархии, и предоставил слово по духовному старшинству Владыке Савватию.

В своем докладе Владыко рассказал об истории всего Российского государства в период возникновения первых монастырей в Сибири, подчеркнул, что Ермак не присоединял земли, а восстанавливал ранее существовавшие границы по просьбе сибирских татар, страдавших от набегов. Первыми городами в Сибири были Тюмень, через год появился Тобольск, через семь лет Тара. Первым был в 1588 году создан Тобольский Знаменский монастырь, фактически для раненных служивых людей. В Таре в 1620 году сформировался Параскево-Пятницкий монастырь, через год в Томске Успенский монастырь. Мы знаем, что «Свет для монахов – Ангелы, свет для мирян – монахи!» Поэтому монахам важно понуждать себя во всем, в одежде благолепной святой, благородстве, молчании, послушании заповедям и наставникам, в Богомыслии, молитве, кротости, вере, любви к Богу и людям быть видимым образцом для мирян.

Круглый стол Из Западной Сибири путь монахов и миссионеров шел на восток и далее на Аляску.

При Петре 1 и Екатерине 2 дважды прошла секуляризация, сокращение числа монастырей и их земель. В Сибири этот процесс был меньших масштабов. Надеюсь, новые сведения найдутся в архивах, и мы больше узнаем об истории монашества в Сибири.

Миссионерское направление в деятельности монахов и священства стало доминирующим. Социальное служение в монастырях было по зову сердца, по любви к нищим и нуждающимся, по примеру древних египетских монастырей преподобного Пахомия Великого. Недостаток безмолвия Бог восполнял благодатию за дело любви и милосердия. Но главным являлись, конечно, обеты Святого Крещения и монашеские обеты, восстановление внутреннего достоинства Ангельского – послушание Богу и служение всякому человеку.

Нам не хочется любить внутренне – мы заставляем себя подражать Богу хотя бы внешне и деятельно любить Образ Божий в каждом человеке! Перед смертью Апостол Иоанн Богослов говорил одно и то же – Чада! Да любите друг друга! Ученики спросили – Отче! Ты все время говоришь одно и то же. Это самое главное, ответил Апостол. Аминь!

Следующим выступил заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом истории Омского государственного историко-краеведческого музея, аспирант-историк Алексий Рудольфович Адамсон. Тема его исторических изысканий была вкратце изложена в докладе «Зарождение православного монашества в Сибири» и в основном была основана на источниках светских. Упомянуто было, что главная цель атамана Ермака была в очищении территории от нечистых сооружений, и что Ермак сам выбрал день для одной битвы в день святого Димитрия Солунского.

Сразу после выступления докладчика и позже, в перерыве на чай, было задано много вопросов брату Алексию, отмечен односторонний подход к оценке миссионерского труда монахов на основе иностранных источников, авторы которых не понимают сути духовного труда и методов благовестия православных воинов Христовых, и поэтому делают неверные, ошибочные выводы. Высказаны предположения, что миссионеры старались быстрее изучить местные языки, но не всегда это происходило быстро. Однако в дальнейшем эти труды давали свой плод, Библия и другие богослужебные книги переводились на местные языки, крестились и становились священниками местные жители, и дело Святого благовестия продвигалось успешней. Рекомендовано, на основе Епархиальных православных документов, взглянуть на труды миссионеров и историю зарождения православного монашества в Сибири глазами православного историка и проверить ряд фактов, прежде чем делать окончательные выводы и выходить на защиту диссертации.

Владыко Савватий подчеркнул при обсуждении данного доклада, что Христа ради юродивые и святые могли в святой простоте и полной свободе прямо говорить людям обличения. А большинство монахов стараются незаметными быть, чтобы не прослыть святыми. В общении со старыми друзьями невольно ведешь себя как раньше в юности, переходишь на мирской язык, трудно быть строгим в поведении. Требовать от себя мы можем простоты и прямого ясного честного поведения, а от других не можем требовать!

Следующий докладчик игумен Виталий (Кляритский), клирик Исилькульской и Русско-Полянской Епархии рассказал о возрождении Свято-Никольского мужского монастыря в селе Большекулачье. В начале докладчик вспомнил о посещении в молодости Псково-Печерского мужского монастыря с решением помолиться там и поработать, взял благословение у старца Иоанна (Крестьянкина), позже несколько раз приезжал к нему, советовался. Отметил, что молитвенники монахи в монастырях выглядели очень молодо. Приехал в Омск, Владыко Феодосий благословил восстанавливать Храм в Большекулачье. В Абалаке был мой постриг в мантию. Трудились, восстанавливали, с местными жителями не всегда было взаимопонимание. В 1995 году Приход стал монастырем, в этом году юбилей был. По истории монастыря отец Виталий написал книгу.

Круглый стол Игуменья Вероника (Молочкова), настоятельница Ачаирского женского монастыря выступила с докладом «Божие присутствие в истории создания фундамента монастырской жизни на святой Ачаирской земле». Она сказала, что есть книги об истории монастыря, рассказала, как и когда появились монастыри в Омской области, как добрый человек Мещеряков Виталий, отец которого тоже был в этом лагере,  выделил землю под монастырь. После многих лет богоборчества на политой кровью заключенных земле возник величественный комплекс Ачаирского монастыря. Присутствующие узнали об уставе монастыря, о трудах монахинь и послушниц. У игуменов монастырей масса проблем, но, решая многие из них, можно не заметить самой главной, духовной, молитвенной. Надо насаждать молитвенное делание, молиться везде и всегда, надо всем взять на себя этот нелегкий труд, этот крест, эту духовную ношу. В Обители мы получаем болезненные для гордости, но чрезвычайно полезные обличения и ценные советы, и опыт по улучшению взаимоотношений с близкими нам людьми, упорядочиванию духовной жизни, отсечению тщеславия и самолюбования, обретения зачатков смирения.

Ведь это один из главных уроков – обретать смирение и чувство, что без Бога мы сами ничего не можем! А вскрываемые гнойники гордости болят, но после чувствуется благостное чувство выздоровления!

Следующий докладчик, игумен Серафим (Максимов), настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Тарской Епархии в докладе «Современные условия прохождения монашеского делания в свете учения Святых отцов» рассмотрел признаки последнего времени погибающей человеческой цивилизации. Было сказано о необходимости смирения и покаяния, о грехах боязливости, человекоугодия, о сохранении веры в эпоху обмирщения Церкви, чтобы невольно не пойти против Бога и Его Церкви. Были пророчества святых, в частности отца Нила Мироточивого, о признаках апостасии, о том, что подвиги монашеской жизни будут отняты, а спасаться надо будет благодушным терпением скорбей и болезней. Отец Серафим (Роуз) сказал, что книг много сейчас печатают о монашестве, многие их читают, мечтают о себе возвышенно, но надо быть смиренными и реалистами, мы далеки даже от обычных христиан прошлого века.

Лицемерие все больше распространяется, ложь смешивается с правдой. Истина одна, а вот лжеистин много! Надо дух усвоить истины. Отец Лазарь (Абашидзе) формулировал так: «Внутреннее делание необходимо, пусть высоты нет, как в прошлые времена, но направление верное, православное надо держать»!

После доклада Владыко Савватий попросил уточнить, как с заповедью о непрестанной молитве, о том, что за все надо благодарить Бога? Сам Господь 30 лет был в безропотном послушании Иосифу Обручнику, названному отцу Своему, и нам послушниками надо быть по Образу Божию!

Отец Серафим подтвердил актуальность заповеди, что в несении послушаний, скорбей, созидается смирение и спасет нас Господь!

В спонтанно возникшей дискуссии о буддизме и других верований в Китае, было в итоге отмечено, что хвалить зловерия никак и никогда не следует, раз они ведут к гибели людей. Игумен Серафим (Максимов) подчеркнул, что монахи православные и «монахи» буддистские суть разные диаметрально, что буддистам  высших посвящений давалось право убивать людей свободно, в попытке улучшать «карму». Да что говорить, достаточно узнать, что барабаны в их «монастырях» обтянуты человеческой кожей и все станет на свои места. То есть вера буддистов сатанинская, с элементами морализации, для привлечения европейцев к этому зловерию, понятия Бога в этом злом учении вообще нет, о нирване речь идет, разные понятия о монастырях у нас и у них. Смысл, к примеру, их утренних молитв, жертвоприношение человеческого сердца в пасть диавола. К примеру, барон Унгерн был практикующий буддист, именно поэтому отличался крайней жестокостью. Пусть нас не обманывают красивые ашрамы и льстивые слова, мы не должны иметь внутренней симпатии к сатанинской религии буддизма, правильно все видеть!

Круглый стол Следующий доклад «История Томского монастыря – от прошлого к настоящему» представил иеромонах Амвросий (Кузнецов), насельник Богородице-Алексиевского мужского монастыря Томской Епархии.

«Точка тяготения города – Томский монастырь. В городе много ВУЗов, каждый пятый студент. А началось это с монастырей – богадельни, школы, училища, семинария. Наш великий святой – старец Феодор Томский, одно из самых великих российских явлений, в том числе и по общественному резонансу. Император, ставший святым в забвении, удивительное житие, окончившееся в 1864 году!

Супруга его в 1862 году закончила свою жизнь в Новгородской Епархии молчальницей Верой, она местночтимая святая. Есть о ней научного плана книга, страниц 200, фильм, снятый в Питерской Епархии.

Отмечу, что в силу разных причин меньше было святителей на Сибирской земле, больше блаженных, Христа ради юродивых.

Томский монастырь в перестроечное время находился в запустении до конца 90-х годов. При Владыке Ростиславе и Епископе Колпашевском и Стрежевом Силуане произошло окончательное восстановление монастыря, организованы, по примеру Афона, Всенощные бдения на всю ночь, чтобы не торопясь помолиться по афонскому уставу. Это привлекает жителей города. В Приходах есть воскресные школы, кружки. Наличие смартфонов вносит диссонанс в духовную жизнь городского монастыря, греховность это явная или тайная. С другой стороны, сложно избежать сейчас новых технологий».

При обсуждении доклада отец Зосима задал вопрос, какие уставы, традиционные или новые предпочитает отец Амвросий? Ответ был таков – хорошая традиция надежнее, чем личностное мнение. Отец Серафим поинтересовался церковным пением и получил ответ, что на буднях братия поет, в воскресные и праздничные дни смешанные хоры, а на Архиерейскую службу появляются хоры из семинарии. Насельники монастыря отметили, что под партесное пение тяжело молиться.

Владыко Савватий спросил о явлениях святителя Николая в Томской земле. Отец Амвросий пояснил, что речь идет о явлениях несколько раз в 17 веке святителя Николая с копием и хартией в руках с призывами к покаянию!

Доклад иеромонаха Амфилохия (Пономаренко), настоятеля Храма святого Великомученика Георгия Победоносца в с. Азово носил название «Трезвение, как опыт христианского внутреннего делания». Был сделан упор на текстах Священного Писания и высказываниях святых о бодрствовании над собой, неослабном внимании к внутренней жизни, избегая сонливости, чтобы не ослабеть. Трезвение – это свобода от уныния. По слову Василия Великого надо избегать опьянения, под которым святитель понимает душевные страсти, скорбь, когда ум выходит из себя. Иначе останешься бесплодным. Надо заботиться о качественном молении, читать чаще Евангелие, не коснеть в грехе, немедленно каяться.

Опасно весьма мечтательность, приводящая к душевному расстройству. Важны добродетель внимания, нужда большая в добродетели рассудительности, самоукорении, как обвинении себя во всех грехах человечества и своих. Не ждать спокойствия! Но и награда великая – ибо сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!»

На заданные вопросы отец Амфилохий ответил, что надо давать советы людям с рассуждением, они разные, надо прихожан привлечь к внутренней молитве, деланию внутреннему. Для мирян он предложил мягкую духовную пищу, труды старца Паисия Святогорца и преподобного Силуана Афонского. Присутствующие отметили, что в монастырях важно уставное чтение, и любое чтение послушников и монахов только по благословению духовника.

Заключительный доклад монахини Любови (Хрычевой), руководителя отдела по социальной работе Калачинской и Муромцевской Епархии был посвящен различным аспектам работы отдела по социальной работе.

В назидательном заключительном выступлении Владыко Савватий (Загребельный) призвал быть серьезными, без шуток при внутреннем делании, как основного занятия монашествующих, молиться друг за друга, возгревать в себе дух Святых российских обителей, чтобы мы имели любовь и добрую обеспокоенность, созидали семейный дух в монастырях. Нам всем важно устоять в искушениях, донести свой крест до конца. И в городских и других монастырях сложно, борьба духовная, брань, но и нынешним монастырям помогает Сам Господь и Пресвятая Богородице!!!

После принятия резолюции по итогам Круглого стола и официального завершения мероприятия участники еще долго в кулуарах обменивались мнениями, уточняли информацию исторического и богословского содержания, обменивались телефонами. Отец Зосима пригласил всех на вкусную, с разнообразными яствами, праздничную трапезу, которую приготовили монахини и послушницы Святой обители. Подкрепившись аппетитными горячими постными блюдами, чаем со сладостями, мы помолились после трапезы, во славу Божию, и собрались в дорогу. Желающие остались на экскурсию по монастырю.

Мы с братом Алексием Адамсоном в дороге с увлечением беседовали о теме его диссертации, намечали пути улучшения ее содержательной части.Вспоминая, как прошел день и все события его, мы сердечно молились ииспытывали огромное чувство благодарности Богу, за все Его неисчислимые благодеяния!!!

И ведь как важно для нас, мирян, действительно иметь перед собой живые, прекрасные образцы Ангельского жития (ведь свет для монахов – Ангелы, свет для мирян – монахи!). Дай Бог нам чаще видеть в городах и везде монахов и священников в одежде благолепной святой, имеющих благородство, чистый язык, молчание, послушание заповедям и наставникам, рассудительность, всегда пребывающих в Богомыслии, молитве, кротости, вере, любви к Богу и людям. Они будут видимым образцом для нас, мирян. А мы будем понуждать себя во всем добром, стремясь за ними»!!!

Бикашев Исмаил. Корреспондент газеты «Благовещение», помощник настоятеля по миссионерской и просветительской деятельности Прихода Омского государственного аграрного университета в честьиконы Божией Матери «Спорительница хлебов», президент Благотворительного фонда «Колокольный звон»

Круглый стол Круглый стол Круглый стол Круглый стол Круглый стол Круглый стол Круглый стол

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12