joomplu:6380
joomplu:5094

Христос не мостик в Рай, для попрания ногами

Мост в РайВпервые я взяла в руки Библию, когда к нам в школу, где я работаю учителем, какие-то люди (как я теперь понимаю, сектанты) привезли в подарок целую стопку книг, и для взрослых, и для детей, с картинками, которые мне почему-то сразу не понравились. Хотя я не была ещё верующей, но, преподавая искусство, изучала русскую живопись,

иконопись и имела своё представление о Христе, образ которого в моем сознании сформировался совершенно иной, чем на этих картинках. Для меня это был возвышенный образ, а здесь рисунки очень напоминали комиксы. Душа моя никак не могла этого принять, а особенно картинку, где Крест с надписью по нему крупными буквами «Христос» был изображен как мостик через пропасть, по которому должен пройти стоящий на одном конце пропасти человек, чтобы попасть на другой, к Богу. Я ещё мало что знала о Христе, но уже тогда для меня Он никак не был «мостиком в рай», уже тогда я подсознательно понимала, что Бог – это не средство для решения каких-то своих проблем, пусть даже очень важных. Уже тогда мне хотелось, чтобы Бог просто был, и чтобы я знала, что Он есть, и тогда жизнь обретает смысл.

Теперь я знаю, что Бог есть и что Христос – не способ, не средство, а Цель, и Истина, и Жизнь, и Путь, и Начало, и Конец, и Смысл всего.

Беда в том, что большинству людей Сам Христос не нужен. Им нужно, чтобы у них всё было хорошо: чтобы не болеть, жить в достатке, чтобы в семье всё было благополучно. А Христос является только средством для этого.

Как-то спрашивает меня одна женщина: «Когда у вас в храме служба?» Едва я обрадовалась: человеку захотелось в храм, может, одним прихожанином в нашем приходе из трех человек будет больше, как продолжение фразы, что называется, спустило меня с небес на землю: «Надо сходить в церковь, а то я что-то болеть стала». Так мы её и не увидели в храме – выздоровела, наверное. Или, например, уговаривает бабушка причастить внука: «Хоть болеть не будет». Или спрашивает кто-нибудь: «Когда у вас священник будет? Надо мне покреститься, может, тогда у меня жизнь наладится». Или: «Слушай, дай мне какую-нибудь молитву от пьянства, совсем уже не знаю, что с этим паразитом (мужем то есть) делать». Не раз было больно видеть, какой ажиотаж создавали родственники, принесшие наконец-то ребенка к причастию, чуть ли не у самой Чаши громко, бурно выплёскивая эмоции: какая великая честь для Христа – сам наш Ванечка или Петенька осчастливил Его, сподобившись причаститься. Центром тут был, конечно, он, а не Христос.

Часто люди «снисходят» до Христа, будто делая Ему одолжение, а не ищут Его, не жаждут Его всем своим существом, как желали Его когда-то христиане. Его и никого и ничего другого. И ради того, чтобы быть с Ним, готовы были претерпеть любые лишения, любые муки, даже самую лютую смерть. Тогда им был нужен Сам Христос, и они отвергались себя, а теперь людям нужны прежде всего они сами и их собственное благополучие.

Я же покрестился (чего ещё?), а может, даже повенчался (на всякий случай, хуже не будет, а может и лучше будет, кто его знает, может, Бог и правда есть). Но больше в храм человек не приходит, считая, что сделал всё, что надо. «Да и некогда мне».

А бывает и так. Есть у человека какая-то надобность, приходит он в храм и просит Бога дать ему то-то и то-то, сделать так-то и так-то. И думает: раз он пришёл, то Бог ему за одно это уже должен. А Бог не даёт просимого. И обижается человек: я же к тебе пришёл, а ты мне не дал, ну и не приду больше. Или, наоборот, даст Бог человеку то, что он просил, а тот всё равно больше не идёт – до следующего раза, пока ему опять что-то не понадобится. А до тех пор Бог ему опять не нужен. И поблагодарить Бога часто забывает.

Но Христос – не способ поудобнее устроиться в жизни, заполучить тёплое, уютное местечко, как в этой жизни, так и в будущей (вдруг она всё-таки есть, хочется, чтобы и там мне было комфортно, а если нужно за это заплатить, я готов, скажите, сколько). Вот так вот: ты – мне, я – тебе. Мы уже это слышали: «Пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу.» (Лк. 18:11)

Людям важно не быть с Богом, а получить что-то от Бога.

Несколько лет назад в Таре мне пришлось иметь, мягко говоря, неприятное знакомство с сетевым маркетингом, а, по сути, сектой, под названием «Амвэй». Представительница его очень ловко обрабатывала нескольких юных студентов филиала педагогического университета, среди которых был и мой ребёнок, обещая им в скором времени золотые горы. Они должны были вступить в эту сеть, покупать и перепродавать дорогущие товары бытовой химии (при моей тогдашней зарплате учителя в 5000 рублей тюбик зубной пасты у них стоил за 200, а пачка стирального порошка 400 с лишним). Но помимо этого они должны были посещать какие-то собрания-тренинги и составить для себя список своих желаний. Приехав к дочери, я случайно услышала, как эта женщина, бесцеремонно поселившись в квартире, которую снимали студенты, заняла всё их время и внимание составлением списка самых невероятных желаний, которые только могли прийти им в голову, и убеждала, что всё это осуществится, всё у них будет в самое ближайшее время. Ведь Бог, по её словам, не что иное, как волшебная палочка для осуществления любых наших желаний, а наше дело – только желать и желать как можно больше. «Пройдёт всего год, - убедительно-восторженно говорила она, - и вы увидите, как изменилась ваша жизнь, и только улыбнётесь, как мало вы пожелали». И приводила примеры с фотографиями счастливых людей, у кого всё, о чём мечталось, уже сбылось; раздавала книги, в которых была подробно изложена эта теория бога-фокусника, бога-волшебника. Даже говорила, что она была в православном храме, и священник её благословил на эту деятельность, а она будет жертвовать в храм десятину от своих доходов. И дети были далеко не глупы, а вот попались на удочку лукавого, сами потом удивлялись, как так вышло.

Если Бог для нас – только исполнитель наших желаний, в таком случае центром нашей жизни являемся мы сами, а не Бог.

Цель же наша – соединение со Христом, жизнь со Христом, любовь ко Христу, а жизнь со Христом – это отвержение себя, несение своего Христа и следование за Христом.

Недавно встретилось в интернете баптистское приглашение к «увлекательной жизни во Христе». Вот так, для кого-то жизнь во Христе, оказывается, может быть развлечением.

Конечно, это не означает, что мы не можем просить Бога о наших нуждах. Он Сам не раз говорит нам: «Просите, и дастся вам». И Он, конечно же, дает нам то, что нам на пользу, даёт много и чаще незаслуженно. Даёт, как любящий Отец своим чадам.

К сожалению, потребительское отношение к Богу встречается и среди православных. Бывает, что интереснее становится не сам Бог как цель, а средства, которые должны вести к этой цели. Но в Церкви всё – средства, а цель – Христос.

Например, больно слышать такое: «Зачем мы пойдём к вам в церковь, у вас священника нет? Ну и что, что вы всё равно Богу служите, вот будет священник, тогда придём (может быть). Только если будет вон тот священник, а не вот этот». Или: «Вот когда Владыка будет, тогда и мы к вам приедем, а без него что у вас делать?» Не раз с большой горечью наблюдала, как выходят в каком-нибудь соборе причащать людей Владыка и ещё один-два священника, когда бывает много народа в храме, и большинство причастников бросается, конечно же, причаститься из владычних рук. Но разве ж Тело и Кровь Христовы в тех Чашах, что держат другие священники, не такие же? Или: «Что у вас тут интересного? Ни мощей святых, ни источника целебного, ни икон чудотворных, да и храм недавно построен, не старинный, не намоленный». Ни храм, ни тот, в честь кого он построен, не интересен. А Господь-то в нем разве не один и тот же? Разве храм этот менее свят, чем любой другой? Разве таинство евхаристии, в нем совершающееся, везде разное?

Если с нами случается какое-то искушение, чаще всего сразу начинаем искать, за что бы это нам могло быть, имея в виду, имея в виду иной раз даже хорошее: «Это же мне за то, что я в храме шестопсалмие читала, а это за то, что в паломничество съездила, к мощам приложилась и т.д.» «Я же причастилась, теперь жди искушений. Ага, вот и они тут как тут. Это мне за причастие». Всё по полочкам разложим: это мне за то, а это - за это. Конечно есть закон духовной жизни: «встал на путь спасения - готовься к искушению» и еще, «если делаешь доброе дело и нет искушения - это не доброе дело». Но может, лучше подумать: «По грехам моим»?

Порой кажется, будто порхают сестрички по храмам, по обителям, по святыням. Там-то были – такая благодать! А вот там – ещё больше! Думаешь, слыша такое: «А что, в нашем храме, что поближе к дому, нет разве благодати или она не та же благодать Божия»?

Мне запали в душу слова, сказанные Владыкой Феодосием на освящении Успенского собора в Омске: «Вот вам и Иерусалим, и Афон, и Дивеево».

Конечно же, я вовсе не о том, что не надо совершать паломничества. Кому из нас не хочется хоть раз в жизни побывать в Иерусалиме, в  Троице-Сергиевой лавре, в Киеве или Почаеве, в Оптиной или Дивеево… Но за Богом не обязательно далеко ехать потому, Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть». Не нужно позволять себе думать, что мы забыты Богом в скромной церкви, со скромным батюшкой, где нужен подвиг веры и любви. Бог наш, давший священников и святые места не таков, чтобы зависеть от священников и от мест. И потому-то, мы читая акафист исповедуем: «Иисусе, «утешение мое», «надеждо в смерти моей, животе по смерти моей», «радование мое», «дыхание мое», «желание мое», «свете мой», «сердца моего веселие», «сокровище нетленное, богатство неистощимое».

Бог нам «Путь и Истина и Жизнь», но мы должны не использовать Его, а взяв свой крест идти Его путем, за Ним.

Безделева М.В.

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12