joomplu:6380
joomplu:5094

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода Кокухиных

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода Кокухиных«Там обычаи русские свято хранили в деревнях вдоль прозрачных нетронутых рек, и молился о благе великой России в деревянных церквушках простой человек». Крест - это орудие победы Христовой над грехом и смертью.

Мне известна 100-летняя история родового простого православного креста, отлитого из бронзы, размером по высоте 24 см, и с большой перекладиной креста в 12 см. В далеком XIX веке, в 1856 г., в поселке Калга Читинской области в семье забайкальского казака родился мой дед Федор Иванович Кокухин. Судя по тому, что мой дед был станичным атаманом три срока, а атаман избирался на три года, он, по всей вероятности, имел хорошее образование для своего времени. В конце XIX столетия мой дед, атаман станицы Красноярово, сопровождал золотой запас

Войска Забайкальского в столицу России - Санкт-Петербург. Доставляли золото гужевым транспортом, еще до постройки транссибирской железнодорожной магистрали. В 1881 г. Федор Иванович Кокухин женился на Агафье Максимовне Банщиковой. Это моя бабушка. Родом она была из посёлка Кузнецово Читинской области. В семье Кокухиных родилось шестеро сыновей и дочь. По семейной традиции рода Кокухиных старшего сына назвали именем деда, и поэтому первенц получил имя Иван.

К великому сожалению, историю жизни моего прадеда никто не узнал, так как трагические события XX столетия в России разделили род, и разорвалась связь поколений. Мой дед умер рано в 1908 году, ему было всего 52 года. Похоронен он на погосте в деревне Кузнецово Читинской области. Мой отец, Ефим Федорович Кокухин, был самым младшим ребенком в семье, и ему было в тот момент всего 4 года.

К моему великому счастью я упросил отца поехать со мной на его родину. И вот в 1981 г. летом мы с папой, а ему было уже 77 лет, прибыли в поселок Кузнецово. К нашей радости дом, в котором родился мой отец и скончался мой дед, был цел, потому что он построен был из лиственницы. Я испытал огромное душевное волнение - соприкоснувшись историей нашего рода на протяжении двух столетий: XIX и XX.

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода КокухиныхДеревня Кузнецово стоит на берегу небольшой горной реки Гозимур. Из-под некоторых гор, покрытых хвойными лесами, бьют ключи кристально чистой питьевой воды. Места очень красивые, и я влюбился в малую Родину моих родителей. Местный житель провез нас с папой на машине вдоль реки Газимур до станицы Красноярово, где мой дед был станичным атаманом, а мой отец в 1911 г. семилетним казачком был на строевом смотру на площади станицы Красноярово. У отца в глазах стояли слезы радости от встречи с детством через 70 лет. Такие события врезаются в память на всю жизнь и греют душу при воспоминании.

Мы проехали вдоль реки примерно 50 км, а было это 2 августа 1981 г. в Ильин день, кругом некошеная сочная луговая трава. Отец увиденное сопоставил с тем далеким временем десятых годов XX века, когда сенокосных угодий не хватало, потому что крупного рогатого скота, лошадей и овец было очень много. Народ жил хорошо в полном достатке. Он привел пример, что у нашего деда в 1904 году была заимка в Трехречье, будущей деревне Драгоценка, на территории Северо-Восточного Китая, где косили сено и зимовал скот. Вот таково разительное отличие сельскохозяйственной деятельности при советской власти и свободных казаков-крестьян царской России. Старожилов деревни Кузнецово осталось очень мало. Преступная большевистская власть методично уничтожала свой народ в гражданскую войну, в период насильственной коллективизации и в годы повального террора в 1937-1938 гг. А кто остался в живых, сложили свои головы на полях сражений Второй мировой войны.

Мы, конечно, сходили на кладбище. Могила деда уже сравнялась с землей и затерялась, но мы с папой поклонились той земле, в которой упокоился Федор Иванович Кокухин - основатель большого рода Кокухиных.

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода КокухиныхИстория жизни детей Ф.И. Кокухина вкратце такова. До двадцатых годов XX столетия моя бабушка Агафья Максимовна жила со своими сыновьями и дочерью в деревне Кузнецово в двух усадьбах, у старшего сына Ивана была отдельная усадьба. Занимались сельским хозяйством: пахали землю, сеяли пшеницу, рожь - ее называли ярицей, ячмень, гречиху, разводили крупнорогатый скот и конечно лошадей, свиней, домашнюю птицу. Исправно служили России в родном войске Забайкальского казачества все, кто подпадал по возрасту призыва. Кстати, казак призывался в 21 год и служил 4 года. В Первую мировую войну были на фронте два брата Василий и Федор, а третий брат Иннокентий служил на границе с Монголией.

Василий Федорович Кокухин 1889 года рождения на действительную службу был призван в 1910 г. в казачью батарею. Отслужив, отправился на фронт Первой мировой войны, где храбро воевал до 1918 г., был награжден боевой медалью. На фронте немецкой армией был отравлен газами. Вернувшись с фронта в деревне Кузнецово он в конце 1918 г. женился на Афимье Иннокентьевне Чипизубовой. И вот на этой свадьбе моя бабушка Агафья Максимовна благословила молодых Василия и Афимью православным бронзовым крестом.

Этот крест стал свидетелем радостных и трагических событий в жизни семьи моего дяди Васи и моего отца Ефима Федоровича. Василий Федорович в гражданской войне не принимал участия, его спасал документ об отравлении газами на фронте. В его семье родилось трое детей: Петр Васильевич (1919 - 1980 гг.), Наталья Васильевна (1921-1935 гг.) и Фёкла Васильевна (1923 - 1937 гг.). В 1932 году в семью моего дяди пришла беда. Он попал под раскулачивание и был выслан в тайгу в Новосибирской области, где от голода и болезней погиб сам Василий Федорович и обе его дочери. А сына Петра отец убедил убежать из ссылки, что тот и сделал. В Новосибирске перед Отечественной войной он поступил в ФЗУ, а в начале войны был призван в армию и отправлен на фронт. Воевал в пехоте до 1943 г. Был тяжело ранен в живот, около года лечился в госпитале. После выздоровления был комиссован и отправлен на восстановление разрушенного города Таганрог. После войны женился на донской казачке и жил в станице Казанской.

Жена дяди Васи, Афимия Иннокентьевна, пережила ссылку и после войны переехала к сыну на Дон. С собой она привезла семейную реликвию - крест благословения.

Когда настали смутные времена Гражданской войны, бабушка Агафья Максимовна в 1922 г. решила переселиться с тремя сыновьями и их семьями Иннокентием (1891 - 1963 гг.), Федором (1894 - 1978 гг.), Ефимом (1904 - 1990 гг.) и дочерыо Саламанидой (1897 - 1972 гг.) в Трехречье, п. Драгоценка, благо там еще с 1904 г. была постоянная заимка. А троих сыновей: старшего Ивана (1883 - 1954 гг.), Василия (1889 - 1940 гг.) и Семена (1898 - 1945 гг.) с семьями оставила на Родине в д. Кузнецово. Бабушка поступила мудро, решив, что время покажет, где жизнь будет лучше - на Родине или за границей. Но после Гражданской войны, началась коллективизация - классовый геноцид собственного народа. И вот в это критическое время мой дядя, Семен Федорович, не выдержал издевательств, поднял восстание в деревне Кузнецово и оказал вооруженное сопротивление преступной власти. Силы были неравные, и он вынужден со своим отрядом в количестве 33 человек уйти за границу в Трехречье. На Родине осталась жена и трое детей. Жена вскоре погибла, и дети остались сиротами. Он планировал перевезти нелегально своих детей в Трехречье, но не смог.

Семьи Ивана и Василия раскулачили и вывезли в ссылку, где они почти все и погибли. За границей в Трехречье каждый из детей бабушки построил себе усадьбу, имел хорошее хозяйство, но главное народилось более тридцати внуков и внучек. Как ни горько сознавать, на чужбине жизнь была во сто крат лучше, чем на Родине в России. Бабушка, Агафья Максимовна, умерла в 1932 г. в п. Драгоценка.

10 августа 1945 года Красная армия освободила нас от японской оккупации.

Закончилось спокойное время в Трехречье. До конца октября 1945 года органы «СМЕРШ» арестовали каждого четвертого взрослого мужчину и увезли в сталинский ГУЛАГ, стране нужны были рабы. Хотя юридически мы не являлись гражданами СССР. Мой дядя Семен Федорович был арестован и еще до суда погиб в Читинской тюрьме в декабре 1945 г.

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода КокухиныхВ начале 50-х годов XX столетия мы стали не нужны китайцам, и они начали создавать искусственные препятствия для ведения хозяйственной деятельности. Нельзя было заколоть бычка или свинью для семейных нужд без разрешения китайских властей. Крестьянин, поехав в поле на сенокос, не имел права взять с собой спички, на выезде из деревни стоял китайский патруль и отбирал спички. Сельскохозяйственная деятельность населения угасала. Благо Хрущев Н.С. в 1954 г. принял решение разрешить русским в Китае на добровольной основе вернуться на историческую Родину в Россию. Хотя у всех нас была возможность уехать в любую страну мира. Но у наших родителей и, в общем, у всех русских в Маньчжурии было высокое чувство патриотизма. Об этом очень точно сказала наша землячка Чайкина Марина - умнейший человек, доктор химических наук, в своем стихотворении «Трехречье», где есть такие строки: «Там обычаи русские свято хранили в деревнях вдоль прозрачных нетронутых рек, и молился о благе великой России в деревянных церквушках простой человек».

В 1954 - 1955 гг. почти всё население Трехречья, а его было, примерно, более двадцати тысяч, выехало в Россию, отдав свое хозяйство за бесценок китайцам. Для сравнения такая деталь: мой отец продал китайцам 100 голов коров и лошадей, а в России на эти деньги в переводе на советский рубль, смог купить только одну буренку. Так технически китайская власть при попустительстве советского консульства в городе Маньчжурия раскулачила нас.

Православный Родовой крест сибирского казачьего рода КокухиныхОтец, как только мы приехали в Россию, в Новосибирскую область Ояшинский район совхоз Чебулийский в конце июля 1954 г., сразу стал искать через Москву своих родных. В первую очередь своего сына Гавриила (1926 - 1995 гг.), который добровольно уехал в Россию в декабре 1947 г. На Родине его сразу арестовали и судом тройкой дали 10 лет лагерей по стандартной политической статье 58, а так же и троих братьев и племянников. Сына и племянников - Петра Васильевича, Ивана Семеновича (1923 - 1991 гг.), Василия Семеновича (1924 - 2005 гг.) отец нашёл. Петр Васильевич имел переписку с братьями Иваном и Василием, которые прошли дорогами войны до Австрии до города Вены. И что интересно в г. Вене они совершено случайно встретились, где и отпраздновали день Победы. Бог, и только он, сохранил живыми моих троих двоюродных братьев в страшной войне 1941 - 1945 гг. После демобилизации Иван и Василий приехали на Дон к брату, где и обосновались жить. И вот в 1960 г. отец поехал на встречу с племянниками на Дон. Встреча была радостной, волнующей и задушевной. Афимия Иннокентьевна тогда сказала отцу: «Ефимушка, возьми крест благословения с собой, а то эти антихристы после моей смерти выбросят его». Отец с душевным трепетом принял родословную реликвию и привез ее домой.

Еще один эпизод, связанный с семейным крестом. В 1990 г. я специально поехал в г. Таганрог в гости к двоюродному брату Ивану Семеновичу Кокухину. Во время беседы он рассказал мне следующее. После войны он приехал в гости к брату, Петру Васильевичу, и его мама, Афимия Иннокентьевна, решила подарить этот бронзовый крест ему. Тот отказался взять эту родовую реликвию. В силу своего атеистического советского воспитания, он не мог оценить ее значимость. Вот так по промыслу Божьему эта реликвия ждала православного человека из рода Кокухиных. Им стал мой дорогой и любимый отец Ефим Федорович Кокухин.

И вот в 1968 году после окончания Омского института железнодорожного транспорта женюсь я. 24 февраля нас с Любашей мои родители благословили этим скромным бронзовым православным родовым крестом, который хранит наш семейный союз уже сорок первый год. И я надеюсь, в возрождающейся православной и любимой России благословение этого креста будет распространяться в Кокухинском роду из поколения в поколение.

Кокухин Пётр Ефимович.

Русь Святая храни Веру Православную в ней же тебе утверждение!

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12